В сегодняшних не простых условиях, когда Россию захлестнула волна подросткового алкоголизма и подростковой наркомании и токсикомании, большая часть педагогов, работников всей системы народного образования начинает мучительно искать ответ на вопрос, являющийся основополагающим в деле воспитания подрастающего поколения: как можно строить работу с подростками, сформировав у них стойкую антиалкогольную и антинаркотическую позицию, способность в любой, даже самой неблагоприятной среде, принять сознательное решение и отдать предпочтение здоровому образу жизни?
Главным в профилактической работе мы считаем проведение позитивной профилактики здорового образа жизни т.к. акцентирование на отрицательных последствиях приема психоактивных веществ (ПАВ) не обеспечивает достижение поставленных целей.
Позитивная профилактика – это та форма работы, которая позволяет через развитие личности формировать установки на здоровый образ жизни, не "запугивая" детей. Так как, часто запугивая, мы настраиваем подростков против себя, они перестают нам доверять, считая, что мы "давим" на них и даем недостоверную информацию.
Эффективность проведения занятий невозможна без доверительных отношений между педагогом и учащимися. Если нет доверия к педагогу, ведущему занятия, подростки просто не будут усваивать информацию, и не смогут интериоризировать (присвоить) новый опыт.
Позитивная профилактика предполагает воспитание гармоничной, успешно социализированной личности, формирование положительного образа «Я ребенка», навыков ответственного принятия решения, эффективного общения, стрессоустойчивых личностных установок, навыков быть успешным, значимым, способности к саморегуляции, ценности и навыков укрепления здоровья, регулирование эмоций, разрешение конфликтов, сопротивления наркогенному давлению со стороны сверстников, взрослых и рекламных компаний в СМИ, освоение и раскрытие ресурсов психики и личности, помощь в самореализации собственного жизненного предназначения, воспитание психически здорового личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами, не нуждающегося в приеме ПАВ. Учить навыкам позитивной профилактики можно на любом уроке, классном часе и внеклассном занятии. Это и есть основа успешности обучения. Чтобы этого достичь, учителю необходимо:
- признавать сложность проблем, с которыми сталкивается ребенок;
- уделять больше внимания его достижениям, а не промахам;
- способствовать формированию у подростка позитивного представления о себе;
- говоря об ошибке, стараться показать ее ценность как попытки;
- прислушиваться к мнению людей, которым ребенок доверяет;
- откровенно говорить с ребенком о жизни и смерти, дружбе, предательстве, об отношениях мужчины и женщины;
- делиться собственным опытом взросления, рассказать о своих тогдашних чувствах, мечтах, идеалах, даже если сегодня они кажутся вам смешными или ошибочными.
Позитивная профилактика – это пропаганда позитивного отношения к жизни, создание ситуации успешности, благополучия, включение ученика в ту деятельность, где он сможет проявить себя, почувствовать себя значимым для других, поверить в себя, испытать радость проявления собственной активности.
Существуют задачи первичной позитивной профилактической деятельности.
1. Формирование мотивации на эффективное социально-психологическое и физическое развитие.
Исследователями установлено, что формирование у человека позитивного отношения к окружающему миру, желание вести здоровый образ жизни более эффективно, чем запугивание последствиями злоупотребления ПАВ.
2. Формирование мотивации на социально-поддерживающее поведение.
У каждого человека должна быть возможность поделиться своими бедами, печалями или радостями, ощутить поддержку «значимого другого». Такая возможность есть не у всех. Поэтому важно научить людей социально-поддерживающему поведению, мотивировать их на оказание помощи родным и близким, активизировать их ресурсы для поиска поддержки в случае необходимости. Люди, у которых сформирована сеть социальной поддержки (семья, друзья, значимые другие), легче справляются с проблемами, могут более эффективно преодолевать стрессы без употребления ПАВ.
3. Развитие протективных (защитных) факторов здорового и социально-эффективного поведения, личностно-средовых ресурсов и поведенческих стратегий у детей, подростков и молодежи.
Люди, эффективно использующие поведенческие стратегии, имеющие развитые физические, психические, личностные ресурсы и социально-поддерживающее окружение, оказываются более защищенными от наркогенного воздействия окружающей среды, вероятность формирования у них зависимости от алкоголя и наркотиков уменьшается.
4. Формирование знаний и навыков в области противодействия употреблению наркотиков у детей школьного возраста, родителей и учителей, в организованных и неорганизованных группах населения.
Информирование обучающихся о действиях и последствиях злоупотребления ПАВ, о формах избегания ситуаций соприкосновения с наркотиками и отказа от их применения, вариантах поиска помощи в случаях возникновения проблем, связанных с ними, в сочетании с развитием ресурсов, стратегий и навыков адаптивного поведения помогает формированию жизненного стиля, ведущего к здоровью.
5. Формирование и развитие социально-поддерживающих сетей сверстников и взрослых.
Любой человек должен иметь возможность получить помощь социально-поддерживающего окружения. Поэтому если он одинок и у него нет естественного социально-поддерживающего окружения, необходимо создание структур, которые могут оказывать поддержку. Для этого необходима подготовка субспециалистов, волонтеров - сверстников и взрослых, имеющих навыки социально-поддерживающего и адаптивного поведения.
Элементами позитивной антинаркотической первичной профилактики являются:
• Внятная, однозначная демонстрация сильного, яркого, убедительного образа (модели) позитивного, здорового поведения. Присутствие бросающейся в глаза социальной модели оказывается особенно мощным фактором при побуждении людей проявить социально-желательное поведение, т. е. фактором, облегчающим связь между позитивными намерениями и позитивными действиями.
• Внушение человеку веры в себя. Оказываемое воздействие способствует тому, чтобы человек чувствовал себя лучше, увереннее, знал, для чего он живет и к чему стремится, и понимал, что он нужен.
• Эффективными будут разумные пропорции позитивной и негативной информации. Изменение может начинаться с душевной боли, но заканчиваться должно радостным чувством, надеждой.
Материалы по теме:
Исполнитель:
специалист по связям с общественностью БУ ХМАО-Югры «СКПНБ»
Зайкова Р.Р.