Сегодня мне хотелось бы рассказать про одну из методик психотерапии, к которой я нередко прибегаю в своей работе с детьми и их родителями. Это методика библиотерапии.
Библиотерапия - это одна из форм психотерапии, направленная на улучшение состояния пациента, способствующая его духовному росту.
В детском возрасте она довольно сильно и длительно воздействует на ребенка, закладывая в нем первые духовные и моральные ценности, помо гая преодолеть сложные периоды взросления, устраняет последствия отрицательных эмоций, которые приходится переживать.
Библиотерапия как самостоятельное направление работы возникла на стыке психиатрии, психологии и библиотековедения. В моей работе она оказывается очень успешной, когда рядом находится маленький пациент, имеющий страхи, проблемы в поведении, сложности в дружбе со сверстниками и прочими трудностями, хоть и детскими, но порой в действительности очень сложными для подрастающего поколения.
Именно через книгу со сказками или рассказами, в которых есть герои, сталкивающиеся с похожими неурядицами, зачастую удается найти с детьми общий язык, именно чтение порой помогает малышу открыться в своей проблеме или вспомнить во время психотерапевтического сеанса ситуацию, которая когда-то его больно ранила или оставила неприятный, возможно не пережитый маленьким пациентом, след в душе, привела к плохому самочувствию или поведению - у каждого ребенка по своему.
Но книга не только помогает пережить трудные моменты жизни, она способствует развитию у детей эмоционального интеллекта. Этот современный термин, теперь на слуху у многих родителей, но не всем он достаточно понятен в своем практическом применении. Читая произведение ребенку, родитель или психотерапевт описывает переживани я героев, их чувства и эмоциональные реакции, параллельно интересуясь, знакомо ли это малышу, испытывал ли похожее ребенок в своей жизни; а порой сам ребенок в ходе совместного со взрослым чтением начинает рассказывать о похожих пережитых состояниях, что открывает путь к возможности проживать вместе с ним трудные периоды его или даже их совместной с родителем жизни.
Один из важных моментов в книгах для развития эмоционального интеллекта - это наличие практических советов, понятных и для ребенка, и для взрослого - как справиться с эмоцией или как ее принять и пережить. Особенно учитывая, что нередко, в ходе психотерапевтического процесса становится понятно - сложности с выражением той или иной эмоции социально приемлемым способом или с умением контролировать свое эмоциональное состояние есть в первую очередь у родителя, и только потом у его ребенка.
Хочется привести в пример прекрасную серию книг, которой я регулярно пользуюсь на сеансах сказкотерапии - «Компас эмоций» от автора Елены Ульевой (издательство «Клевер»), через которую маленькие пациенты узнают что такое страх, что такое злость или, что такое обида. Какие бывают оттенки этих эмоций, а также ситуации, их вызывающие и, конечно же, даны практические советы, что нужно делать, если эмоции завладели ребенком.
А серия книг «Сказки про эмоции» того же автора помогает найти общий язык даже с малышом - помимо интересного сказочного сюжета, в котором главный герой испытывает ту или иную эмоцию, чувства в сложившейся ситуации, в конце книги представлены вопросы, которые помогают понять малышу, что произошло с героем, почему он плакал или радовался, и как можно было поступить, в этом осознании ребенку как правило помогает взрослый - родитель, который читает сказку - или специалист - сказкотерапевт (психотерапевт). Некоторые книги предлагают даже варианты игры с малышом, чтобы помочь родителю или специалисту быть более понятным для маленького человека.
С помощью некоторых книг для детей у взрослого человека появляется возможность обсудить с ребенком важные моральные и нравственные понятия, волевые качества - такие как доброта, храбрость, любовь, порассуждав о них, исходя из прочитанного произведения. Не дожидаясь, когда ребенку придется столкнуться с ними в условиях реальной жизни. Благодаря этому появляется возможность при встрече с определенными жизненными ситуациями действовать уже по сознательному сценарию, с пониманием, что влечет за собой тот или иной поступок. Книга может помочь разобраться в том, что такое добро и зло, что такое жить вместе или даже, что такое жизнь. С ней можно понять, почему в знаниях много казалось бы волшебной силы и для чего стоит учиться.
Это своеобразного рода профилактика будущих психо-эмоциональных трудностей, которые уже во взрослом возрасте могут приводить к нарушению психического здоровья.
Есть книги в художественной форме описывающие житейские ситуации, с которыми сталкивается, но не всегда знает как поступить, почти каждый взрослый человек, растящий ребенка, например, произведение Софьи Прокофьевой «Не буду просить прощения» , где главный герой - маленький мальчик Вася - испытывает за весь период повествования целую гамму чувств - и злость, и обиду, и страх, и истинную радость, которые можно обсудить с ребенком после или во время прочтения, но главное - история помогает понять ребенку, почему просить прощение это просто и хорошо.
Повесть «Должна остаться живой» Людмилы Никольской рассказывает о жизни девочки Майи в блокадном Ленинграде, все те сложные переживания и эмоции, которые пришлось переживать людям, живущим в то давнее и вполне реальное время, ярко иллюстрирует, что даже в очень тяжелые жизненные периоды всегда можно найти силы двигаться дальше, а также обрести веру, что лучший период жизни еще впереди.
Не могу не отметить книги Тамары Михеевой, обладателя множества литературных наград в области детской литературы, лауреата национальной премии «Заветная мечта» и конкурса художественных произведений для подростков Сергея Михалкова, которые посвящены ребятам, находящимся в одном из самых сложных периодов психологического развития ребенка - подростковом. Ее разных героев с богатым внутренним миром и переживаниями, близкими всякому подростку, объединяет одно - им нет и 16 лет, но они уже попали в непростые ситуации, в которых им приходится обдумывать происходящее, адаптироваться к череде непредсказуемых событий, принимать себя в новых обстоятельствах («Доплыть до грота»), находить свои цели и не пасовать перед трудностями в таких ситуациях, как развод родителей, переезд, поиск новых друзей («Янка»), как вдруг осознать, что ты - аудсайдер («Не предавай меня!»).
И напоследок, мне захотелось упомянуть книги разных авторов из серии «Давай обсудим», которые помогают подрастающему поколению не только получить информацию, доступную для их возраста, но и научиться лучше разбираться в таких темах, как работа, деньги, социальные сети и будущее. Понимание этих областей современной жизни делает ребят более уверенными в себе и облегчает процесс определения в том, чего они хотят от будущего, чтобы жить здоровой (и духовно, и материально), счастливой и полноценной жизнью.
Автор статьи: психотерапевт СКПНБ Евгения Туганова