«Подготовил» Главный внештатный специалист психиатр-нарколог Департамента здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

А.П. Новиков

«31» декабрь 2014 г.

«Согласовано»

Директор Департамента здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

А.В. Филимонов

«31» декабрь 2014 г.


Методические рекомендации по организации оказания медицинской помощи по профилю «наркология» на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры


Общая характеристика оказания наркологической помощи на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Организация оказания медицинской помощи на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее также ХМАО-Югра, автономный округ) по профилю «наркология» является основой профилактики употребления психоактивных веществ, раннего выявления и вмешательства в отношении потребителей наркотиков, алкоголя и табака, а также дифференцированного лечения и реабилитации (абилитации) больных наркологического профиля, зависимого поведения и лиц группы риска в медицинских организациях оказывающих наркологическую помощь на территории автономного округа. Наркологическая помощь населению на территории ХМАО – Югры оказывается в соответствии со следующими нормативными правовыми актами Российской Федерации и автономного округа:

Указ Президента Российской Федерации от 09.06.2010 N 690 «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года»;

Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения»; Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 07.06.2013 N 120-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ»; Федеральный закон от 08.01.1998 N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»;

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 N 2128-р «О Концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации до 2020 года»;

Приказ Минздрава России от 15.11.2012 N 929н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «наркология»;

Приказы Минздрава России от 04.09.2012 NN 124н - 125н, 128н - 135н (медицинские стандарты оказания наркологической помощи);

Приказ Минздрава России от 22.10.2003 № 500 «Об утверждении протокола ведения больных «Реабилитация больных наркоманией (Z50.3)»;

Приказ Минздрава России от 05.06.2013 № 263 «Об утверждении концепции модернизации наркологической службы до 2016 года»;

Федеральные клинические рекомендации по диагностике и лечению состояний, вызванных употреблением психоактивных веществ.

Закон ХМАО-Югры от 11.12.2013 № 121-оз «О регулировании отношений в сфере профилактики потребления токсических веществ, незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и токсикомании в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре»;

Оказание наркологической помощи населению на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры осуществляется медицинскими организациями автономного округа трех уровней.

Муниципальный уровень (первый уровень)

Наркологическая помощь оказывается в медицинских подразделениях многопрофильных больниц. На этом уровне оказывается первичная врачебная медико-санитарная помощь, осуществляемая участковыми терапевтами и врачами общей практики (семейным врачом), врачами скорой медицинской помощи. Специалистами Центров здоровья Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, приложение 1 к Методическим рекомендациям.

Первичная специализированная медико-санитарная помощь оказывается психиатром-наркологом участковым либо психиатром-наркологом наркологического кабинета многопрофильной медицинской организации, обслуживающей население муниципального образования.

В многопрофильных больницах наркологическим больным оказывается неотложная стационарная помощь в реанимационных отделениях (отделениях интенсивной терапии) и токсикологических отделениях.

Оказание специализированной наркологической стационарной помощи осуществляется на наркологических койках многопрофильных медицинских организаций, территориально отдаленных от специализированных психоневрологических медицинских организаций.

Перечень медицинских организаций, оказывающих наркологическую помощь на первом уровне, представлен в приложение 2 к Методическим рекомендациям. Для проведения медико-социальной реабилитации наркологические больные направляются в реабилитационные подразделения психоневрологических учреждений, окружной наркологический реабилитационный центр, социальные учреждения подведомственные Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (см, приложение 4 к Методическим рекомендациям), а также негосударственные реабилитационные центры, включенные в профильный реестр Департамента социальной развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (см., приложение 5 к Методическим рекомендациям).

Организационно-методическое руководство муниципальным уровнем наркологической помощи осуществляется специализированными психоневрологическими учреждениями по территориальному принципу в соответствии с приложением 3 к настоящему приказу.

Межрайонный (второй) уровень.

Оказание специализированной наркологической помощи осуществляется в стационарных условиях на базе специализированных психоневрологических учреждений по территориальному принципу.

Также в специализированных психоневрологических учреждениях по территориальному принципу осуществляется оказание амбулаторной наркологической помощи на территории муниципального образования, в котором располагаются медицинские организации автономного округа, проведение диагностических химико-токсикологических исследований биологических сред, отобранных на территории зоны охвата специализированной наркологической помощью. Медико-социальная реабилитация наркологических больных осуществляется в реабилитационных подразделениях психоневрологических учреждений, казенном учреждении ХМАО - Югры «Лемпинский наркологический реабилитационный центр», социальных учреждениях подведомственных Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (см, приложение 4 к Методическим рекомендациям), и в негосударственных реабилитационных центрах, включенных в профильный реестр Департамента социальной развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (см., приложение 5 к Методическим рекомендациям).

Перечень медицинских организаций, оказывающих наркологическую помощь на втором уровне (межрайонном - межмуниципальном), представлен в приложение 3 к Методическим рекомендациям.

Химико-токсикологические исследования проводятся в клинических лабораториях психоневрологических учреждений:

Медицинские освидетельствования на состояние опьянения проводятся во всех четырех психоневрологических диспансерах, психоневрологической больнице и семнадцати кабинетах в составе многопрофильных медицинских организаций в муниципальных образованиях автономного округа (см., приложение 6 к Методическим рекомендациям), что позволяет полностью охватить всю территорию автономного округа.

Помощь лицам, находящимся в общественных местах в состоянии опьянения и не нуждающимся в оказании им медицинской помощи на территории автономного округа, осуществляется в соответствии с совместным приказом Департамента здравоохранения ХМАО - Югры и управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по ХМАО - Югре от 28.05.2014 №394/513 «О внесении изменений в совместный приказ Департамента здравоохранения ХМАО – Югры и УМВД РФ по ХМАО – Югре №456/828 от 24.09.2012 года «Об утверждении алгоритма межведомственного взаимодействия по организации помощи лицам, находящимся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».

Согласно данному Приказу во всех 22 муниципальных образованиях автономного округа действует алгоритм межведомственного взаимодействия по организации помощи лицам, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения в общественных местах. Утвержден список медицинских организаций для доставления лиц, находящихся в состоянии опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке.

Комплексные судебно-психиатрические экспертизы на наличие наркологических расстройств, проводятся в медицинских организациях, оказывающих наркологическую помощь, имеющих лицензию на виды медицинских услуг «судебно-психиатрическая экспертиза» и «психиатрия-наркология» (психоневрологических учреждениях автономного округа ).

На территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры условно-осужденные лица, страдающие наркологическими расстройствами, имеют возможность прохождения курса обязательного или альтернативного лечения, или медико-социальной реабилитации от алкоголизма, наркомании, токсикомании по решению суда в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Обеспечение курсов обязательного или альтернативного лечения условно-осужденных лиц, страдающих наркологическими расстройствами, осуществляется на базе медицинских организации автономного округа, оказывающих наркологическую помощь. Организационно-методическое руководство межрайонным уровнем наркологической помощи осуществляется головной медицинской организацией наркологической службы ХМАО – Югры казенным учреждением Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Сургутский клинический психоневрологический диспансер» (далее также КУ Сургутский КПНД).

Региональный уровень (третий уровень)

На этом уровне специализированная наркологическая помощь оказывается в медицинской организации ХМАО – Югры КУ Сургутский КПНД. Головным учреждением наркологической службы осуществляется организационно-методическое руководство оказанием наркологической помощи в автономном округе, осуществляется аналитическая и научно-исследовательская деятельность по профилю «наркология», совместно с профильными научно-исследовательскими учреждениями автономного округа и других субъектов Российской Федерации, разрабатываются и апробируются новые технологии лечения и медико-социальной реабилитации наркологических больных на территории автономного округа. При этом оказывается амбулаторная и стационарная наркологическая помощь в зоне охвата специализированной наркологической помощью по территориальному принципу.

Общие понятия и характеристики.

Заболевания, связанные с зависимостью, являются единым болезненным процессом (нозос), имеющим различные клинические формы, в том числе: химические зависимости (алкоголизм, наркомании, токсикомании); пищевая зависимость, гэмблинг и другие формы зависимого поведения, феноменологически проявляющимся расстройствами влечений. Биологическую основу наркологических заболеваний составляет психический дизонтогенез, этиологически выводимый из биохимических нарушений головного мозга (генетическая предрасположенность, патология беременности и родов, органические поражения головного мозга, психические и соматические расстройства), а также психологические и коммуникативные расстройства, этнокультурное и социальное рассогласование, искаженная информационная среда. Исходя из этого, современная отечественная наркология признает полиэтиологичность или био-психо-социо-духовную природу заболеваний, связанных с зависимостью, которые реализуются в связи с накоплением патогенных факторов. В связи с этим, в задачи наркологической службы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры входит решение не только медицинских задач, но и организация системного подхода, учитывающего как медицинские, так и психологические, социокультурные и информационные аспекты коррекции и лечения индивидуального психического дизонтогенеза у больных наркологического профиля.

Одновременно с этим необходимо учитывать, что у большинства больных в случаях формирования ремиссии и остановки болезненного процесс остается сумма предрасполагающих факторов, т.е. сохраняется патологическое состояние, что диктует необходимость длительного медицинского наблюдения и противорецидивного лечения, и, параллельно с этим, проведение абилитации, медико-психологической, медико-социальной, профессиональной и социокультурной реабилитации.

В целях унифицирования и облегчения применения специалистами отмеченных понятий целесообразно привести наиболее значимые термины, утвержденные различными нормативно-правовыми актами:

Профилактика - комплекс разнородных мероприятий, направленных на предупреждение развития зависимого поведения, приобщения к психоактивным веществам и своевременное устранение факторов риска.

Профилактические мероприятия важнейшая составляющая системы здравоохранения, направленная на формирование у населения медико- социальной активности и мотивации на здоровый образ жизни.

Первичная профилактика - система мер предупреждения возникновения и минимизация воздействия факторов риска (биологических, психологических, социальных) развития зависимого поведения и наркологического заболевания (творческая и физическая активность, режим труда и отдыха, рациональное питание). Ряд мероприятий, направленных на информирование населения, пропаганду здорового образа жизни, воспитание и развитие личности. Вторичная профилактика - комплекс мероприятий, направленных на раннее выявление потребителей психоактивных веществ и вмешательство (социо-терапевтическая интервенция) как комплексный метод раннего предупреждения заболеваний, динамического наблюдения, рационального последовательного оздоровления; направленных на устранение факторов риска (биологических, психологических, социальных), которые могут привести к возникновению или рецидиву заболевания.

Третичная профилактика - мероприятия по лечению, реабилитации (абилитации) больных, не приобретших или утративших возможность полноценной жизнедеятельности. Третичная профилактика имеет целью устранение синдрома зависимости, медицинскую (восстановление функций органов и систем организма), психологическую (восстановление поведенческой активности), социальную, трудовую и пр. реабилитацию в едином комплексе.

Лечение больных наркологического профиля - комплекс медицинских вмешательств, выполняемых по назначению врача психиатра- нарколога, целью которых является устранение или облегчение синдрома отмены, синдрома зависимости, соматоневрологических и психопатологических расстройств; а также медицинских вмешательств, направленных на предупреждение эксцесса и/или рецидива заболевания, восстановление или улучшение его здоровья, трудоспособности и качества жизни.

Обязательное и альтернативное лечение.

На основании Федерального закона от 25.11.2013 № 313-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в действующие федеральные законы внесены дополнения, устанавливающие основания и порядок возложения на лиц, больных наркоманией, обязанности пройти лечение и медицинскую или социальную реабилитацию.

Федеральный закон от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» дополнен определениями новых понятий, а именно «лечение больных наркоманией», «реабилитация больных наркоманией», «профилактические мероприятия», «побуждение больных наркоманией к лечению от наркомании и реабилитации».

Согласно Закону побуждение больных наркоманией к лечению от наркомании и реабилитации - это комплекс правовых и организационных мероприятий, направленных на создание дополнительных стимулов для больных наркоманией принимать решение о лечении от наркомании и медицинской и (или) социальной реабилитации.

Побуждение больных наркоманией к лечению, а также побуждение лиц, эпизодически потребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача, к прохождению профилактических мероприятий объявлены Законом одним из принципов, на которых строится государственная политика в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств.

Уголовный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 72.1, на основании которой при назначении лицу, признанному больным наркоманией, основного наказания в виде штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательных работ, исправительных работ или ограничения свободы суд может возложить на осужденного обязанность пройти лечение от наркомании и медицинскую и (или) социальную реабилитацию.

Контроль за исполнением осужденным обязанности пройти лечение от наркомании и медицинскую и (или) социальную реабилитацию осуществляется уголовно-исполнительной инспекцией.

Соответствующие дополнения, обеспечивающие исполнение этого нового положения уголовного закона путем обязательного производства экспертизы и решения вопроса при постановлении приговора о нуждаемости подсудимого в прохождении лечения от наркомании, внесены в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.

В Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также КоАП РФ) внесены дополнения, предусматривающие возможность возложения на лицо, совершившее административное правонарушение, обязанности пройти лечение от наркомании.

Согласно новой части 2.1 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания за совершение административных правонарушений в области законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах лицу, признанному больным наркоманией либо потребляющему наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача, суд может возложить на такое лицо обязанность пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача. Контроль за исполнением такой обязанности осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (Управлением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Ханты-Мансийскому автономному округе - Югре).

Кодекс также дополнен статьей 6.9.1, предусматривающей административную ответственность в виде штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административного ареста на срок до тридцати суток за уклонение от прохождения лечения от наркомании или медицинской и (или) социальной реабилитации лицом, освобожденным от административной ответственности в соответствии с примечанием к статье 6.9 данного Кодекса, либо уклонение от прохождения диагностики, профилактических мероприятий, лечения от наркомании и (или) медицинской и (или) социальной реабилитации лицом, на которое судом возложена обязанность пройти указанные мероприятия и (или) лечение в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача.

Согласно примечанию к данной статье лицо считается уклоняющимся от прохождения диагностики, профилактических мероприятий, лечения от наркомании и (или) медицинской и (или) социальной реабилитации в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, если оно не посещает или самовольно покинуло медицинскую организацию или учреждение социальной реабилитации либо не выполнило более двух предписаний лечащего врача.

Следует также напомнить, что на основании примечания к статье 6.9 КоАП РФ лицо, добровольно обратившееся в лечебно-профилактическое учреждение для лечения в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, освобождается от административной ответственности за данное правонарушение. Лицо, в установленном порядке признанное больным наркоманией, может быть с его согласия направлено на медицинское и социальное восстановление в медицинскую организацию и в связи с этим освобождается от административной ответственности за совершение правонарушений, связанных с потреблением наркотических средств или психотропных веществ.

Абилитация - комплекс мер, направленных на формирование новых и усиление имеющихся ресурсов психического, физического и социокультурного развития больного и его семьи; система медицинских, психологических, педагогических, юридических, профессиональных, социальных мер по приобретению функций организма и трудоспособности больных. Цель абилитации - достижение больным по возможности более высокой функциональной активности, не приобретенной им от рождения. В задачи абилитации входит создание функций вновь - в отличие от реабилитации, где восстанавливаются ранее имевшиеся, но утраченные. Реабилитация - сочетание медицинских, психологических и социальных (общественных и межведомственных) мероприятий, проводимых с целью максимально возможной компенсации или восстановления нарушенных/утраченных функций организма и социальной адаптации больных наркологического профиля. По заключению Комитета экспертов ВОЗ по медицинской реабилитации (1970), это понятие определяется как «комбинированное и координированное использование медицинских и социальных мер, обучения и профессиональной подготовки или переподготовки, имеющее целью обеспечить больному наиболее высокий возможный для него уровень функциональной активности».

Виды абилитации и реабилитации:

Ремиссия у больных наркологического профиля - период, характеризующийся воздержанием от употребления психоактивного вещества, к которому сформирована зависимость, при отсутствии перехода на другие психоактивные вещества. Длительность ремиссии устанавливается на основании комплексного наркологического обследования, про водимого с установленной периодичностью. Кроме того, в задачи формирования ремиссии входит оказание пациентам дифференцированной наркологической помощи, одним из этапов которой, является уменьшение вреда от употребления психоактивных веществ (урежение приема, уменьшение дозировок и др.) и как окончательный результат, формирование продолжительной ремиссии.

Эффективность наркологической помощи зависит от правильной организации технологии лечебно-реабилитационного процесса и максимальной индивидуализации применяемых методов и подходов.

В организации наркологической помощи на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры заложены три основных аспекта, которые определяют вектор развития и совершенствования наркологической службы автономного округа и повышение ее эффективности:

1. Принцип динамической группировки контингентов и система социального прессинга на потребителей психоактивных веществ на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Поскольку медицинская помощь конкретному пациенту должна быть максимально индивидуализирована, а при организации медицинской помощи большим когортам должен использоваться принцип группировки по однотипности проведения лечебных мероприятий, в здравоохранении принято делить контингенты больных по заболеваниям и остроте процесса. В наркологии данный принцип, использующийся в здравоохранении, не вполне себя оправдывает. Это объясняется тем, что основным значимым прогностическим фактором формирования ремиссии является установка (мотивация) пациента на отказ употребления психоактивных веществ (далее также ПАВ). Однако закономерности динамики установок у наркологических пациентов таковы, что при взаимодействии пациентов с установками на отказ от ПАВ и пациентов с противоположными установками, - установка на отказ от интоксикантов разрушается за счет индуцирования синдрома патологического влечения, стереотипов поведения, влияния наркотической субкультуры и пациента часто возвращаются в патологический круг зависимого поведения и потребления ПАВ.

Поскольку, в настоящее время не существует принципиальной возможности оценить степень выраженности установки пациента на отказ от ПАВ, задачей организации наркологической помощи является разделение пациентов с установками на лечение и пациентов, у которых такая установка не сформирована, т.е. устранение эффекта индукции выздоравливающих пациентов активными потребителями ПАВ.

Предлагается организационная система социального прессинга и динамической группировки контингентов, которая разделяет группы наркологических пациентов по величине необходимых усилий для привлечения их в лечебные программы.

Для группы пациентов с достаточно сформированной установкой на отказ от психоактивных веществ, предусматриваются такие организационные формы лечебных программ, которые учитывают добровольность, нестеснение и другие, щадящие социальный статус пациентов, принципы. Из форм социального прессинга здесь бывает достаточно правильно организованной антинаркотической пропаганды, информирования пациентов о соответствующих лечебных программах и процедуры социо-терапевтической интервенции.

Для пациентов с высокой прогредиентностью заболевания, криминальной активностью, которые продолжают употребление ПАВ, предусмотрены более жестко регламентированные отношения «потребитель-общество» и более жесткие формы организации лечебного процесса: диспансерное наблюдение, недобровольная госпитализация, обязательное или альтернативное лечение и т.д.

Система предполагает, что каждый пациент в каждый момент времени должен делать выбор: на какой основе строить свои взаимоотношения с обществом и лечебными программами. При достаточной информированности о возможных вариантах - это само по себе является мотивационным фактором, облегчающим пациенту выбор установки на отказ приема ПАВ.

Система социального прессинга и динамической группировки наркологических пациентов дает возможность оказать медицинскую, психологическую и социальную помощь, без социального ущемления, на раннем этапе максимальному числу больных, а также рационально распределять материальные ресурсы и медицинские (психологические, социальные) кадры с максимальными вложениями на начальных этапах организационной системы (см., приложение 5 к Методическим рекомендациям).

Организация социального прессинга на наркотическую популяцию, включающая работу с организованными (учебными и трудовыми) коллективами и с семьей по раннему выявлению и вмешательству, медицинское и медико-психологическое просвещение населения является ключевым звеном профилактики потребления наркотиков и снижения спроса на наркотики. Необходимым в этом направлении работы является внедрение «социо-терапевтической интервенции» (раннее выявление и вмешательство), которая рекомендована ООН и ВОЗ.

2. Организация профилактического и лечебно-реабилитационного процесса на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. В организации непосредственно профилактики употребления психоактивных веществ и лечебно-реабилитационного процесса формируются следующие принципы:

Анализ различных подходов и программ в наркологии показывает, что эффективность лечения, определяемая процентом годовых ремиссий и процентом больных, остающихся в лечебной программе в течение года, зависит не только от качества лечебной программы, но в большой степени от правильной организации лечебного процесса. Фрагментарность лечения, решение только медицинских задач или решение только социально- психологических проблем, как правило, значительно снижают общую эффективность.

3. Программно-целевой подход в организации наркологической помощи на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. В рамках развития организационных основ лечебно-реабилитационного процесса в наркологической службе Департамента здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры вводится единая технологически взаимосвязанная последовательность мероприятий (программ), имеющих своей целью восстановление процесса психического развития зависимых лиц и снижение спроса на психоактивные вещества, включающих восемь этапов работы по профилактике, лечению и реабилитации наркологических заболеваний:

I. Первичная профилактика - работа с семьей, в организованных коллективах, в том числе, с детьми дошкольного возраста; взаимодействие со СМИ и заинтересованными ведомствами.

II. Вторичная профилактика - социо-терапевтическая интервенция: раннее выявление и вмешательство (работа с группами риска, контингентами комиссий по делам несовершеннолетних, безнадзорными детьми и подростками, потребителями наркотиков, злоупотребляющими алкоголем и табаком, а также лицами с расстройствами поведения). Взаимодействие с семьей, с заинтересованными организациями и ведомствами.

III. Интервенция целевая (первичное консультирование больных, их родственников и граждан и мотивирование больного на включение в лечебную программу).

IV. Детоксикация (лечение абстинентного синдрома, соматических, неврологических и острых психопатологических расстройств).

V. Лечение синдрома патологического влечения, аффективных и других расстройств, как преморбидных, так и связанных с хроническим употреблением психоактивных веществ.

VI. Обязательное и альтернативное лечение, или медико-социальная реабилитация условно-осужденных лиц, страдающих наркологическими расстройствами по решению суда в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

VII. Психотерапия и коррекция личностных расстройств.

VIII. Реабилитация и противорецидивные мероприятия (медицинское наблюдение и формирование реабилитационной среды). Взаимодействие с семьей, с заинтересованными организациями и ведомствами.

IX. Формирование лечебной субкультуры.

Этапы лечебно-реабилитационного процесса проводятся в медицинских организациях подведомственных Департаменту здравоохранения ХМАО – Югры, социальных учреждениях подведомственных Департаменту социального развития ХМАО – Югры, а также в негосударственных общественных организациях, занимающихся вопросами профилактики и реабилитации лиц с наркологическими расстройствами.

Наиболее сильными и проработанными в отечественной наркологии являются этапы, характеризующие медико-биологические подходы в наркологии и психиатрии. В то же время, имеется серьезный дефицит психотерапевтических, коррекционных, обучающих и абилитационно-реабилитационных программ. Организация психотерапии должна быть направлена, прежде всего, на развитие и реконструкцию личности, восстановление смыслообразования, на решение конкретных задач пациента и формирование социально приемлемых стандартов поведения.

В организации реабилитации лиц, страдающих наркологическими расстройствами, следует придерживаться четырех принципов:

Таким образом, внедрение системного подхода в лечебно- профилактической работе, является принципиальной особенностью современной организации наркологической помощи населению, что закреплено в настоящий методических рекомендациях организации оказания медицинской помощи по профилю «наркология» на территории ХМАО – Югры, как основной принцип организации наркологической помощи в медицинских организациях подведомственных Департаменту здравоохранения ХМАО – Югры.

Информация о Центрах здоровья ХМАО-Югры
Перечень медицинских организаций оказывающих наркологическую помощь на первом уровне (первичная специализированная медико-санитарная помощь)
Перечень медицинских организаций оказывающих наркологическую помощь на втором уровне (межрайонном - межмуниципальном)
Перечень социальных учреждений подведомственных Департаменту соц развития ХМАО – Югры, осуществляющих социальную реабилитацию и ресоциализацию лиц, допускающих немедицинское употребление психотропных веществ
Перечень негосударственных реабилитационных организаций, рекомендуемый гражданам, страдающим наркологическими заболеваниями, для предоставления услуг по социальной реабилитации и ресоциализации
Перечень медицинских организаций автономного округа, осуществляющих медицинское освидетельствование на состояние опьянения
Схема социального воздействия на целевые группы