- Автор: Super User
- Категория: Статьи специалистов
- Опубликовано 27 Январь 2016
Современный мир с его экономическими кризисами, постоянными стрессами, нехваткой времени и прочими проблемами истощает людей физически, эмоционально и духовно, поэтому им все труднее воспитывать детей. Именно дети, которые наиболее уязвимы и больше всего нуждаются в любви, тяжелее всего страдают в этом мире.
Кто воспитывает наших детей? Разумеется, прежде всего мы сами, родители. На первых порах эта роль принадлежит нам всецело, позже мы делим ее с разнообразными общественными институтами, однако пока ребенок не повзрослеет, наша роль остается главной и решающей.
Каким человеком станет зависит от того, каким его воспитают родители, какое влияние они на него окажут, в какой семейной атмосфере будет проходить социализация.
В жизни каждого человека семья является первой устойчивой группой родных и близких людей, играющих главенствующую роль, и является для ребенка первой ступенькой социализации и становления его самосознания. Здесь ребенок приобретает умения и навыки в общении и человеком взаимопонимании, здесь закладывается нравственный облик и профессиональное самоопределение.
Практика показывает, что надо как можно больше говорить о лучших и дружных семьях, пропагандировать опыт добрых и уважительных отношений. Откуда брать опыт? Из общения с талантливыми родителями. Они могут поведать нам множество эпизодов, когда банальные семейные конфликты разрешаются творчески, открывая в детях и во взрослых неожиданные черты.
Моему ребенку пять лет, я никогда не думала, что столкнусь с проблемой выбора одежды, что мой мальчик будет отказываться носить те или иные вещи. Если утром ему предлагалось одеть «нелюбимую» вещь – он отказывался выходить из дома пока я не предложу более подходящий вариант. Бывало такое, что вещь переставала ему нравиться в конкретный день и на следующий день снова возвращалась в разряд «любимых». Когда проблема начала приобретать гнетущие размеры я обратилась к подруге за советом. У Натальи трое детей с большой разницей в возрасте поэтому многие вопросы воспитания она прошла на личном опыте, не один раз и выявила оптимальные алгоритмы поведения. Выслушав меня, она удивилась, почему я не предоставляю ребенку выбора. Даже если я уже сделала выбор за ребенка, купив ту или иную вещь, всегда необходимо давать ребенку возможность принимать решение самостоятельно. Предоставить сыну возможность самому выбирать одежду под настроение утром.
Теперь в начале недели в шкафу у моего сына висит пять вариантов утреннего гардероба и он самостоятельно принимает решение как он будет выглядеть в этот день. До конца недели ему представлена возможность носить те вещи, которые я ему подготовила в начале недели. Конечно мы не стали по утрам быстрее собираться, но конфликт из-за одежды в нашей семье исчерпан.
В основе любых человеческих отношений лежит любовь. Родительская любовь должна быть мудра и терпелива. Недостаточно только родить ребенка, подарить ему физическую жизнь, надо суметь открыть ему пути к любви, к внутренней свободе, вере и совести, ко всему тому, что составляет источник духовного характера и истинного счастья.
Родительская любовь должна строиться на понимании и уважении личности ребенка, желание понять и оценить мир его глазами. Только тогда находится общий язык, и изживаются противоречия между двумя поколениями. Стать мудрым другом и наставником своего чада, стараться не навязчиво, мягко направлять мысли ребенка в правильное русло, не уничтожая его собственной инициативы, - вот условия истинной родительской любви.
В нашей семье с появлением сына особое внимание уделяется тому как строится диалог взрослых с сыном и диалогу взрослых в присутствии сына.
Еще когда сын был маленький и плохо мог говорить он показал мне насколько быстро он впитывает манеру поведения и начинает применять ее в жизни. У меня была привычка выражать свое огорчение в присутствии сына глубоким вздохом, всплеском рук и фразой «Степа, Степа...».
Сыну было полтора года. Однажды я забирала его вечером из ясельной группы, мы уже вышли на улицу и я только тогда заметила, что забыла ребенку одеть варежки. Всплеснув руками, я быстро начала натягивать на его маленькие ручки меховые варежки. Мой сын удрученно вздохнул: «Мама, мама…».
Именно в семье зарождаются основы общения ребенка с окружающим людьми, формируется характер, закрепляются правила поведения.
Современные исследования показывают, что у работающих родителей на воспитание детей ежедневно остается в среднем 17 минут. И чаще всего родители тратят их на проверку уроков или чтение нотаций.
Некоторое время назад у нас в доме перегорел телевизор. Возможности починить или купить новый тогда не было и было решено отложить приобретение до лучших времен. Как выяснилось телевизор не является первой необходимостью в нашей семье. После полугода выяснилось, что это даже не вторая необходимость и вот уже второй год мы дома не пользуемся этой техникой. Иногда глядя на своих подруг с детьми, видя, как они проводят семейные ужины, вталкивая в детей под мультик кашу я понимаю, что с испорченным телевизором у меня появилась лишняя возможность проводить время с ребенком. Расспрашивать его за семейным ужином о пережитых впечатлениях днем.
Листая страницы истории, убеждаюсь, что в народной педагогике никогда не отводилось специального времени на воспитание в семье. Во все времена воспитывали образом жизни, образом мысли.
Нет таких родителей, которые бы сознательно добивались того, чтобы их ребенок рос черствым и грубым. Безусловно, мы все в силу своих возможностей занимаемся воспитанием, но не всегда получается так, как хотелось бы. Часто родители слишком торопятся укорять своих детей в неблагодарности, а у детей эти слова вызывают лишь агрессию.
Семейное воспитание – это не мораль и нотации, а постоянное общение с ребенком при условии соблюдения общечеловеческой морали. Принципиально важно знать родителям то, что ребенок с самого рождения исключительно эмоционально чувствителен, а его эмоциональное состояние определяется тем, как он видит свой мир: своих родителей, свой дом, самого себя. Если его мир враждебный, отталкивающий, не любящий, то тревожность влияет на его речь, поведение, способность общаться и учиться. Своим поведением ребенок постоянно спрашивает родителей: «Вы меня любите?». И ответ для него исключительно важен. Он должен диктоваться не только чувством безусловной любви, но и поведением родителей, проявляющих в своих поступках безоговорочную любовь.
Второе принципиально важное для родителей понятие: каждый ребенок имеет эмоциональный резервуар. Иначе говоря, у него есть определенные эмоциональные потребности, и то, насколько эти потребности ежедневно удовлетворяются (через любовь, внимание, понимание) определяет многое в поведении ребенка (послушный, капризный, веселый, замкнутый и то, что он чувствует (злой, грустный, радостный) Естественно, чем полнее эмоциональный резервуар, тем положительнее чувства и тем лучше поведение. Только если эмоциональный резервуар ребенка полон, он будет чувствовать себя наилучшим образом и соответственно развиваться. Ответственность за полноту эмоционального резервуара несут родители.
Родители должны понять, что дети отражают любовь: если они ее получают, они же ее возвращают. Безоговорочная любовь отражается безоговорочно, а условная любовь и возвращается условно (например, ребенок только иногда делает то, что от него хотят родители, когда они выполняют его требования).
Существует четыре основные передачи безусловной любви: контакт «глаза в глаза», физический контакт, пристальное внимание и дисциплина. Все эти пункты одинаково важны и не «не работают» один без другого,
что – то одно за счет другого. Очень важно не путать дисциплину с наказанием: это отнюдь не синонимы.
Контакт «глаза в глаза».
Он важен не только для установления взаимосвязи, но и для удовлетворения эмоциональных потребностей ребенка. Чем больше и чаще родители смотрят ребенку в глаза, выражая свою безусловную любовь, тем полнее эмоциональный резервуар ребенка. Глубочайшая ошибка – использование контакта глаз для выражения порицания и наказания ребенка.
Физический контакт.
Совсем не обязательно целоваться и обниматься, вполне достаточно похлопать по плечу, взять за руку, просто дотронуться, погладить по голове, потрепать по волосам – все это подкрепляет эмоциональную уверенность ребенка и дает возможность проявить на деле свою безоговорочную любовь к нему. Ребенок может запомнить на всю жизнь, как мать и отец в детстве целовали его на ночь, их колыбельные песни, ласковые слова, прикосновения и прочие проявления искреннего родительского чувства. Для мальчиков непосредственный контакт (поцелуи, объятия) очень важны в первые годы жизни. А для девочек в критический возраст, когда им больше всего нужны ласка и внимание родителей – 11 – 12 лет.
Пристальное внимание.
Родители полностью сконцентрированы на своем ребенке (и на каждом по отдельности, если их несколько). Это жизненно важно для развития самооценки у ребенка, влияет на способности правильно относиться к другим и любить их. Не получая пристального внимания от родителей, ребенок излишне тревожиться, он чувствует, что все на свете важнее для его родителей, чем он, поэтому отстает в эмоциональном, психическом развитии, хуже контактирует со сверстниками и более замкнут. Для ребенка имеет большое значение время, выделяемое родителями для воспитания своих детей, в том числе уделяя им пристальное, сконцентрированное внимание, обеспечивающее эмоциональное равновесие ребенка. Для старших детей требуется больше внимания, но это окупается и более спокойным периодом отрочества.
Дисциплина.
Воспитание дисциплины у ребенка следует понимать как тренировки психики ума и характера, для того чтобы он вырос конструктивно мыслящим и действующим членом общества, умеющим контролировать себя.
Иногда взаимоотношения между родителями и детьми перерастают в битву противостояния воли и характера. Прежде чем наказать ребенка, родители должны разобраться, что неправильно в их взаимоотношениях и, чего они могут ожидать и требовать от своего ребенка. Сначала используйте все доступные вами меры добровольной дисциплины и только в крайнем случае (а лучше никогда, если вы хотите, чтобы ребенок вас любил и уважал) прибегать к наказаниям.
Важно помнить, что недостаток твердости у родителей и незнание границ, а вовсе не любовь и нежность вырабатывают у ребенка вседозволенность. 50% детской лжи, связанной с оценками, объясняется страхом перед наказанием или нежелание огорчать родителей. Представьте, дети умалчивают, терпят наказание, оберегая родителей от огорчений, недооценивая последствий.
Бесспорно, нелегко дается воспитание. Но не стоит откладывать на потом налаживание отношений и чем раньше они наладятся и станут прозрачными, тем спокойнее будет в вашем доме. Каждую минуту общения с ребенком стоит помнить, что решающую роль в воспитании ребенка все же играет личный пример родителей: если в семье царит вера друг в друга, если родители поддерживают друг друга, радуются и огорчаются друг за друга – дети заражаются этим духом и им успешно дается трудная наука побеждать в жизни.
Говоря с детьми, мы говорим о себе и о своем, о том, что по-нашему мнению хорошо, а что плохо. Очень часто мы это делаем с таким нажимом, что результат бывает прямо противоположным тому, какой мы ожидаем. А если зайти с другой стороны? Поговорить с детьми на равных, дать понять, что мы их любим и уважаем их мнение.
Уважайте в своем ребенке личность, постарайтесь привить любовь к себе на основе дружбы и взаимопонимания. В родителях ребенок должен видеть не диктатора, а нежно любящего, заботливого друга и наставника в жизни.
Использовались материалы из статьи:
«Роль семьи в воспитании детей» Дмитриенко Наталия Ивановна, педагог-психолог
«Влияние семьи на формирование личности ребенка» Дмитриенко Наталия Ивановна, педагог-психолог
Исполнитель:
Александра Кузнецова
кабинета медицинской профилактики БУ ХМАО – Югры «Сургутская клиническая психоневрологическая больница»