- Автор: Super User
- Категория: Статьи специалистов
- Опубликовано 30 Ноябрь 2015
В ноябре 2013 года специалистами Сургутского клинического психоневрологического диспансера был разработан пилотный проект обучающей программы для волонтёров «Основы профилактики злоупотребления психоактивных веществ», который стал реализовываться в последующих годах.
С 2014 году было организовано обучение по программе совместно с городским проектом комитета молодежной политики «PROфилактика». В год обучается по 3 группы волонтеров. За 2014 год было обучено 48 волонтеров. По итогам 2015 года в обучении приняли участие 57 человек. Это студенты вузов и ссузов г. Сургута (Сургутский государственный университет, Сургутский институт нефти и газа, профессиональный колледж, нефтяной техникум, медицинский колледж, Сургутский государственный педагогический университет, а также школьники образовательных учреждений).
Комплексная программа первичной позитивной профилактики всех видов химической зависимости среди подростков и молодежи по принципу «равный-равному», предполагает подготовку волонтеров для первичной профилактики, цель которой сохранение и укрепление здоровья молодежи. Программа позволяет формирование в подростково-молодежной среде негативной установки на употребление ПАВ, как способа решения своих проблем или проведение досуга, ориентация на позитивные ценности через вовлечение в работу по профилактике наркомании, а также подготовка добровольцев для самостоятельной профилактической работы среди подростков и молодежи.
Задачи, которые стоят перед тренерами обучающей программы это:
- формирование у подростков и молодежи здорового жизненного стиля, высокофункциональных стратегий поведения и личностных ресурсов, препятствующих употреблению психоактивными веществами;
- информирование учащихся о действиях и последствиях употребления психоактивными веществами, причинах и формах заболевания, связанных с ними, путях к выздоровлению, связи употребления наркотиков и других форм деструктивного поведения с особенностями формирования личности, и общения;
- развитие личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения.
В соответствии с целями и задачами обучающей программы занятия разделены на два типа:
Обучение подростков и молодежи осуществляется в тренинговом режиме. Интерактивные методы обучения позволяют через общение более глубоко осознать мотивы обращения к добровольческой деятельности, развить уже имеющиеся навыки работы с людьми, осознать свой стиль в общении и скорректировать его. Количество участников тренинга не должно превышать 15 человек, но в связи со спросом, тренеры работают с командой и более 20 человек.
Обучение проходит в 2 этапа.
1 этап – состоит из 3 семинаров. Каждый длиться по 2 часа. Занятия проводятся в тренинговой форме, поскольку тренинг – метод активного обучения, подразумевающий не только получение информации, но и применение полученных знаний на практике. Подготовка волонтеров связана с получением знаний о психоактивных веществах – о действиях и последствиях употребления алкоголя, табака, наркотиков, а также установок на здоровый образ жизни. Каждое занятие призвано сформировать у участников собственное отношение к проблеме, выбрать личную позицию посредством полученных знаний.
Обучающая программа дает понимание подросткам и молодежи сопричастности к решению серьёзной государственной задачи, при этом происходит активный личностный рост ребят и обогащается их поведенческий опыт, удовлетворяется потребность в самоутверждении и признании социумом.
Программа составлена таким образом, чтобы каждый получил необходимые сведения об опасности зависимостей, причинах, по которым они возникают, и как им противостоять. В обучение используются социальные ролики, которые по мнению психологов оказывают благоприятный эффект для усваивания довольно большого объёма информации о вреде ПАВ. Молодежи нравиться, что используются современные мультимедийные формы работы.
Цель первого этапа подготовки – сделать из новобранцев команду единомышленников, понимающих необходимость и полезность волонтёрской работы в профилактическом направлении, создать психологически комфортную среду среди обучающих, в которой они могут раскрыть свои лучшие стороны, а также развитие коммуникативных навыков.
Также в занятиях участвует врач-нарколог. Это связано с тем, что волонтерам необходимо знать не только психологические аспекты предоставления информации, но и психологические особенности возникновения различного рода аддикций, а также учитывать современные сведения о воздействии разного рода веществ на организм человека и последствиях их употребления. Все это входит в теоретический блок подготовки волонтеров, который проводит врач-психиатр-нарколог Сергей Зырянов.
Последний этап обучения полностью посвящен методам работы с аудиторией и защите собственного проекта по профилактике социально негативных явлений в молодежной среде. Темы таких проектов, направлены на мотивацию ведения здорового образ жизни, информирование о вреде употребления психоактивных веществ.
После защиты проектов волонтеры получают сертификаты о том, что они прошли курс обучающей программы «Основы профилактики злоупотребления психоактивных веществ».
В дальнейшем студенты способны своим личным примером ориентировать остальную часть молодежного населения на здоровый образ жизни, а также проводить профилактические мероприятиях в своих или других учебных заведениях.
На этом работа специалистов Сургутского клинического психоневрологического диспансера не останавливается, с вузами и ссузами г. Сургута подписаны соглашения о взаимодействии, планируется ежегодное обучение молодежи по программе «Основы профилактики злоупотребления психоактивных веществ».
Обучающая программа постоянно обновляется, ее авторский коллектив медицинские психологи Сургутского клинического психоневрологического диспансера Екатерина Мазанова, Лилия Заграй, врач-психиатр-нарколог Сергей Зырянов и специалист по связям с общественностью Регина Зайкова, дополнительно разработали методические рекомендации «Основы профилактических знаний» по обучающей программе среди подростков и молодежи для педагогов образовательных учреждений и дополнительного образования, преподавателей и студентов учебных заведений, специалистов сферы культуры, молодежной политики и спорта по организации профилактической работы. Теперь при желании и педагоги, и специалисты по работе с молодежью могут самостоятельно работать по принципу позитивной профилактики обучающей программы «Основы профилактических знаний» в сфере первичной профилактики.
Работая по принципу позитивной профилактики и использую современные подходы в профилактической работе, можно существенно изменить ситуацию в сторону негативного отношения к употреблению психоактивных веществ и другим асоциальным явлениям среди подростков и молодежи, а также формирование ценностей на улучшения здоровья нации в целом.
Автор: Зайкова Регина Рашитовна
специалист по связям с общественностью
казенного учреждения
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
«Сургутский клинический психоневрологический диспансер»
город Сургут