- Автор: Super User
- Категория: Статьи специалистов
- Опубликовано 01 Июль 2015
Термин "Интернет-зависимость" предложил доктор И. Голдберг в 1995 году для описания патологической, непреодолимой тяги к использованию Интернет. Такая непреодолимая тяга становится похожей на различные нехимические зависимости, будь то шопоголизм или патологическое увлечение экстремальными видами спорта. Однако одним из важнейших нюансов, отличающих интернет-зависимость от других, является значительный риск её формирования у подростков, примерно от 12 до 16 лет.Склонность детей такого возраста к быстрому «впитыванию» всего нового, интересного в сочетании с другими негативными факторами и дают высокую степень увлеченности компьютером в разных его проявлениях.
Обобщая исследования многих авторов за несколько лет изучения проблемы интернет-зависимости, можно примерно обрисовать общие условия, в которых возможно формирование пагубного увлечения.
Одним из первых факторов часто называется сниженный уровень волевого потенциала. Другими словами, несамостоятельный ребёнок, привыкший к тому, что его ограничивают другие, указывают, где и во сколько ему быть, начать и следовать, скорее столкнётся с зависимостью от компьютера, так как не умеет рационально распоряжаться своим временем. Он не может правильно расставить приоритеты при выполнении повседневных дел, испытывает сложности при необходимости контролировать себя самостоятельно. Родители, слишком много и часто берущие на себя роль руководителя, и считающие, что могут распоряжаться временем ребёнка, оставляют тем самым его в этом состоянии – дитя, нуждающееся в контроле и поминутном одёргивании.
Оборотной стороной тотального контроля, приводящей к увлечению интернет-ресурсами, является попустительское отношение родителей к тому, чем и с кем занят их ребёнок, как он проводит своё время. В суете жизни такие родители предпочитают дать необходимую, с их точки зрения, материальную базу (в виде компьютера, всевозможных гаджетов, игровых приставок и т.д.), в надежде, что ребёнок сумеет верно распорядиться этими благами и займёт себя самостоятельно. Однако на деле дети, предоставленные сами себе в сочетании с недостатком внимания от самых близких людей, замещают живое общение различными видами деятельности в сети интернет.
Вообще отсутствие полноценного контакта со значимым взрослым в целом способствует формированию компьютерной зависимости. Подростки, начиная сталкиваться с реалиями «взрослой» жизни и не найдя поддержки в своём окружении, могут уходить в виртуальную реальность (особенно сетевые игры) с её ясными и понятными правилами, героями и возможностью начать всё сначала в случае чего. Решение жизненных задач оказывается не по силам ребёнку, но об этом родители задумываются нечасто.
Чаще родителям в глаза бросается неумение их детей общаться, налаживать плодотворный контакт с окружающими, делиться своими переживаниями. Низкая сформированность коммуникативных навыков может привести к интернет-зависимости в силу лёгкости организации общения в сети: достаточно зарегистрироваться в любом виртуальном сообществе, и, используя знаковую форму вместо живых эмоций, пытаться поговорить с возможностью быстрого прекращения диалога в случае неудачи.
Общая обезличенность сетевого общения, широкие возможности предстать каким-то другим человеком, личностью особенно увлекают неуспешных в социальном плане подростков: отвергаемых, изолируемых по ряду личных обстоятельств в своей референтной группе. Присовокупив несуществующие детали к своему выбранному и смоделированному «идеальному» образу, дети опять же общаются, пытаясь реализоваться виртуально. Однако такие попытки не способствуют выходу в реальный мир, а лишь усугубляют разницу между наличным «Я» и демонстрируемым в сети.
Бывает, что общение в реальном мире у ребёнка присутствует вполне, есть близкие друзья, значимые ровесники. Иногда чувство сопричастия, единения с такими друзьями заставляет подростка подражать их привычкам, в том числе увлечённости компьютерными играми, например. Боясь быть отвергнутым, непонятым в своей группе, ребёнок копирует поведение уже зависимых подростков и попадает на ту же удочку.
Закономерно, что меньше шансов стать интернет-зависимым у ребёнка с увлечениями, не связанными вообще с компьютером как явлением. Различные кружки по интересам, спортивные секции, досуговые центры; наличие домашнего животного, требующего своей доли заботы и тепла; совместное семейное время препровождение. Спокойное демократичное отношение родителей к взрослеющему ребёнку, их дозированная заинтересованность делами и переживаниями детей также помогают понять, что в мире есть реальные взаимоотношения, полезная деятельность и масса всего интересного, лежащего за пределами интернет-сети, а сам интернет только средство для решения некоторой – малой! – части возникающих вопросов.Вредна не игра, а пустота в жизни подростка, которую ему нечем заполнить.
Список литературы:
1. Психологические аспекты интернет- аддикции: Интернет-аддикция и трудности межличностного общения
Радионова М.С.
http://banderus2.narod.ru/85181.html
2. Интернет - зависимость как фактор социально - психологического влияния на современную молодежь
Акутина С.П., Хрустова Е.С.
http://vestnik-rzi.ru/2014/11/2537
3. Увлечение или диагноз? Психологическое сопровождение проблемы компьютерной зависимости
Дмитриева У.М.
http://psy.1september.ru/article.php?ID=200800205
Исполнитель:
О.Н. Шелюк
медицинский психолог
КУ ХМАО – Югры «Сургутский клинический психоневрологический диспансер»