- Автор: Super User
- Категория: Статьи специалистов
- Опубликовано 22 Апрель 2015
Резкое увеличение неуспеваемости на фоне усложнения программ обучения заставило предположить существование каких-то форм психической недостаточности, проявляющихся в условиях повышенных учебных требований. Комплексное клинико-психолого - педагогическое обследование стойко неуспевающих учеников из школ различных регионов страны и анализ огромного массива данных лег в основу сформулированных представлений о детях с задержкой психического развития (ЗПР).
Так появилась новая категория аномальных детей, не подлежащих направлению во вспомогательную школу и составляющих значительную часть (около 50%) неуспевающих учеников общеобразовательной системы обучения.
По всем изучаемым показателям психосоциального развития дети данной категории качественно отличаются от других дизонтогенетических расстройств, с одной стороны, и от «нормального» развития - с другой,
занимая по уровню психического развития промежуточное положение между умственно отсталыми и нормально развивающимися сверстниками. Так, по уровню интеллектуального развития, диагностируемого с помощью теста Векслера, дети с ЗПР часто оказываются в зоне так называемой пограничной умственной отсталости (IQ от 70 до 90 условных единиц). По Международной классификации ЗПР определяется как «общее расстройство психологического развития» (F 8 4).
В качестве основной отличительной патогенной характеристики детей, испытывавших трудности в усвоении знаний и представлений на начальном этапе обучения по общеобразовательным программам, была рассмотрена незрелость эмоционально-волевой сферы по типу инфантилизма. Данный термин был заимствован у французских психиатров Лорана и Лассега. Инфантилизм можно определить как «целостную структуру физических и психических признаков незрелости, несвойственной данному возрасту "детскости"».
Инфантилизм отчетливо проявляется в условиях, когда ребенок должен выполнять новые для него требования, в частности при переходе от дошкольного детства к школьному. Инфантильные дети двигательно расторможены, непоседливы, движения их порывисты, быстры, недостаточно координировании и четки. В классе такие дети ведут себя наивно, непосредственно, играют в принесенные с собой игрушки. Они не учитывают и не понимают школьной ситуации, не включаются в общую работу и прекращают ее при малейшем затруднении. Такой инфантилизм называется гармоническим, черты эмоционально-волевой незрелости при этой форме выступают в наиболее чистом виде и часто сочетаются с инфантильным (субтильным или грацильным) типом телосложения.
При расширенном изучении школьников, стойко не успевающих в массовой школе, было обнаружено, что наибольшее число среди них составляют дети, у которых психофизический инфантилизм осложнен другими недостатками в развитии.
В 1966 г. М.С. Певзнер была опубликована классификация ЗПР, включающая следующие клинические варианты:
- Психофизический инфантилизм с недоразвитием у детей эмоционально-волевой сферы при сохранном интеллекте (неосложненный гармонический инфантилизм)
- Психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности, Психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности, осложненный нейродинамическими нарушениями
- Психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности, осложненный недоразвитием речевой функции
В качестве причин, приводящих к задержкам психического развития, М.С. Певзнер и Т.А. Власовой были выделены следующие:
1) Неблагоприятное течение беременности, связанное с: болезнями матери во время беременности (краснуха, паротит, грипп); хроническими соматическими заболеваниями матери, начавшимися еще до беременности (порок сердца, диабет, заболевания щитовидной железы), токсикозами, особенно во второй половинебеременности; токсоплазмозом; интоксикациями организма матери вследствие употребления алкоголя, никотина, наркотиков, химических и лекарственных препаратов, гормонов; несовместимостью крови матери и младенца по резус-фактору.
2) Патология родов: травмы вследствие механического повреждения плода при использовании различных средств родовспоможения, например; наложение щипцов, асфиксия новорожденных и ее угроза.
3) Социальные факторы: педагогическая запущенность в результате ограниченного эмоционального контакта с ребенком как на ранних этапах развития (до трех лет), так и в более поздние возрастные этапы.
На основе этиопатогонетического принципа К.С. Лебединская выделила четыре основных клинических типа ЗПР. Это задержки психического развития следующего происхождения:
- Конституционного;
- Соматогенного;
- Психогенного;
- Церебрально-органического.
Представленные клинические типы наиболее стойких форм ЗПР в основном отличаются друг от друга именно особенностью структуры и характером соотношения двух основных компонентов этой аномалии развития: структурой инфантилизма и особенностями развития психических функций.
ЗПР конституционального происхождения Речь идет о так называемом гармоническом инфантилизме (неосложненном психическом и психофизическом инфантилизме, по классификации М.С. певзнер и Т.А. Власовой), при котором эмоционально-волевая сфера находится как бы на более ранней ступени развития, во многом напоминая нормальную структуру эмоционального склада детей более младшего возраста. Характерны преобладание игровой мотивации поведения, повышенный фон настроения, непосредственность и яркость эмоций при их поверхности и нестойкости, легкая внушаемость. При переходе к школьному возрасту значимость для детей игровых интересов сохраняется.
ЗПР соматогенного происхождения. Этот тип аномалии развития обусловлен длительной соматической недостаточностью (ослабленностью) различного генеза: хроническими инфекциями и аллергическими состояниями, врожденными и приобретенными пороками развития соматической сферы, в первую очередь сердца.
ЗПР психогенного происхождения. Этот тип связан с неблагоприятными условиями воспитания, препятствующими правильному формированию личности ребенка (неполная или неблагополучная семья, психические травмы).
ЗПР церебрально-органического происхождения. Этот тип ЗПР встречается чаще других вышеописанных типов, нередко обладает большей стойкостью и выраженностью нарушении как в эмоционально-волевой сфере, так и в познавательной деятельности. Общим для данной формы ЗПР является наличие так называемой легкой дисфункции головного мозга - синдрома, отражающего наличие легких нарушений развития, возникших в основном в перинатальном периоде, характеризующийся весьма пестрой клинической картиной.
Таким образом, под задержкой психического развития ученые понимают замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах, которые часто усугубляются неблагоприятными условиями жизни ребенка в семье.
Особенности обучения и воспитания детей с ЗПР
Коррекционно - развивающая работа с младшими школьниками с Задержкой психического развития должна осуществляться в специально организованных условиях, которыми являются:
- Выявление и учет нарушений развития познавательной деятельности и эмоционально-личностного развития;
- Организация коррекционно-развивающей работы в процессе обучения и внеклассной работы посредством материала, относящегося к разным областям знаний: чтения, русского языка, окружающего мира;
- Включение детей с задержкой психического развития в процесс обучения при создании ситуаций активного взаимодействия, сотрудничества и общения с учителем;
- Организация охранительного режима, использование дозированных учебных нагрузок.
Данные клинического и психолого-педагогического изучения детей с задержкой психического развития позволяют осуществить принцип дифференцированного и индивидуального к ним подхода. Индивидуальные занятия должны быть направлены на исправление недостатков психического развития этих детей, ликвидацию пробелов в знаниях. Предупреждение этих пробелов также будет способствовать овладению ими учебным материалом, полностью соответствующим объему материалов школы общего типа в соответствии с государственными общеобразовательными стандартами.
Коррекционные занятия с детьми с ЗПР должны проводиться группой специалистов: дефектологом, педагогом, психологом, логопедом. Психологу необходимо проводить первичное и этапные психодиагностические исследования, на основе которых разрабатывается план коррекционно-развивающей работы с детьми. Дефектолог и психолог должны проводить индивидуальные и групповые коррекционные занятия с использованием средств искусства. Учителю необходимо использовать специальные задания на уроках русского языка, чтения, окружающего мира.
Для успешного осуществления учебно-воспитательного процесса в классах коррекционно-развивающего обучения важно осуществление коррекционно-развивающей и лечебно-оздоровительной работы. Для учащихся 1-4 классов необходим дневной сон, физкультурные занятия должны проводиться в соответствии с медицинскими показаниями.
Список литературы
Бабкина Н. В. Психологическое сопровождение детей с ЗПР в общеобразовательной школе // Дефектология. - 2006. - №4. - С. 38-45.
Бгажнокова И. М. Школа для детей с нарушениями интеллекта: тенденции, перспективы развития // Дефектология. - 2004. - №3. - С.51-54.
Вильшанская А. Д. Организация и содержание специальной педагогической помощи младшим школьникам с задержкой психического развития // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2004. - №1. - С. 18-22.
Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. - М.: Просвещение, Владос, 1995. - 5-18.
Зейгарник Б. В. Психология личности: норма и патология / Под ред. М. Р.Гинзбурга -М.: Институт практической психологии, 1998. - 352 с.
Коробейников И. А. Диагностика нарушений психического развития у детей в контексте проблем интеграции междисциплинарного знания // Дефектология. - 2004. -№1.-С. 54-60.
Лапшин В. А. Основы дефектологии. - М.: Просвещение, 1991. - 143 с.
Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика) / Под ред. Б. П.Пузанова. - М.: Академия, 2000. - 272 с.
Ульенкова У. В. Изучение самостоятельности мышления младших школьников с задержкой психического развития // Дефектология. - 2005. - №2. - С. 19-26.
Шевченко СВ. Обучение детей с задержкой психического развития // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2004. - №1. - С. 3-9.
Исполнитель:
Заведующий детским
диспансерным психиатрическим отделением
С.А. Надейкина