Развитие человека от рождения до сознательного возраста – это уникальный и удивительный процесс. Все происходит настолько гармонично и слаженно, что пока еще ни один ученый не взялся объяснить и доказать то, как именно он работает и откуда взялся. При этом родителям очень важно знать, по каким принципам происходит психическое развитие ребенка, для того чтобы при необходимости вовремя помочь стать полноценной и гармоничной личностью, которая была бы социально адаптированной и готовой к переходу на новую возрастную ступень.
Новорожденный ребенок впервые сталкивается с социумом. Его контакты очень ограничены и состоят из самых близких людей, что имеет большое значение для формирования положительного отношения к миру. Этому способствует заботливое отношение к ребенку со стороны родителей. К первому году жизни ребенок становится более самостоятельным. В этом возрасте дети уже самостоятельно встают, учатся ходить. Возможность передвигаться без помощи взрослого дает ребенку чувство свободы и независимости. В этот период дети очень активны, они осваивают то, что прежде не было для них доступно. Желание быть независимым от взрослого может проявляться и в отрицательном поведении ребенка. Почувствовав свободу, дети не желают расставаться с этим ощущением и подчиняться взрослым. Ребенок сам выбирает для себя занятие и на отказ взрослого может проявлять негативизм. Это явление называется кризисом 1го года жизни.
С трех лет, в младшем дошкольном возрасте, ребенок начинает проявлять особый осознанный интерес к жизни. Именно в это время начинается формирование личности ребенка, а также образуется внутренняя регуляция поведения. Это обусловлено целой цепочкой новообразований в психике, которые и являются подготовительной платформой для нового направления в социальном развитии. В это время мир ребенка, как вокруг центра, вращается вокруг взрослого человека. Ребенок еще не умеет разбираться в том, что хорошо, а что плохо - для него нормальным является именно то, что он видит в жизни своих родителей. Именно поэтому стоит проявлять бдительность и внимание к собственному поведению и взаимоотношениям с другими людьми. Малыш придает значение всему сказанному и сделанному и запоминает все то, что происходит вокруг него. Он будто примеряет на себя модель взрослого поведения и пытается понять, вписывается ли он в нее. Задачей родителей в этот период является сделать такого рода внедрение как можно более комфортным для своего ребенка. Наилучшим способом общения и обучения является ролевая игра с определенным сюжетом. В таких играх ребенок может примерить на себя роль из взрослой жизни и адаптироваться к ней. С помощью разных предметов, качеств и обстановки можно смоделировать различные ситуации, а ребенок будет воспроизводить те или иные отношения между людьми, их реакции и действия.
Важным звеном в цепочке психических новообразований является процесс произвольного поведения. Если до трех лет поведение ребенка отличалось импульсивностью и непроизвольностью, то в дошкольном возрасте все кардинально меняется. Ребенок начинает делить действия на то, что правильно и нет. Именно эти ощущения нормируют модель его поведения. Ребенок запоминает реакцию взрослых на те или иные его действия и в дальнейшем у него возникает вопрос относительно того, как же именно он должен вести себя по отношению к другим людям. У него есть образец поведения, который создают для него его родители, и ребенок начинает моделировать свой образ поведения, равняясь на образец.
У старших дошкольников необходимость постигать развита настолько, что начинает проявляться интерес к приобретению новых знаний в процессе обучения. Основные социальные потребности дошкольников отличаются тем, что каждая из них в конце концов обретает самостоятельность. В этот период стоит обратить особое внимание на психологические проблемы детей дошкольного возраста, которые способны затормозить развитие: эмоционально-личностные проблемы (плохое настроение, тревожность, страхи); недостаточное интеллектуальное развитие (нарушение внимания, сложности в понимании предлагаемого учебного материала); поведенческие проблемы (откровенная дерзость, вранье, враждебность); неврологическое проблемы (расстройство сна, быстрая утомляемость); проблемы общения (обособленность, чрезмерная обидчивость, необоснованное притязание на лидерство).
Младший школьный возраст – возраст достаточно заметного формирования личности. Для него характерны новые отношения со взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности – учение, которое предъявляет ряд серьёзных требований к ученику.Важно отметить, что формирование интереса к содержанию учебной деятельности, приобретению знаний связано с переживанием школьниками чувства удовлетворения от своих достижений. А подкрепляется это чувство одобрением, похвалой родителя, который подчёркивает каждый, даже самый маленький успех, самое маленькое продвижение вперёд. С поступлением в школу меняется восприятие своего места в системе отношений. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни в целом. В результате учебной деятельности возникают психические новообразования: произвольность психических процессов, рефлексия, умение планировать и анализировать в уме. Всё это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к людям, коллективу, к учению и связанным с ними обязанностям, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, развивает способности. В этом возрасте закладывается фундаментнравственного поведения, происходитусвоение моральных нормиправил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности. Характермладших школьников отличается некоторыми особенностями. Прежде всего ониимпульсивны– склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам. Причина – потребность в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения. Возрастной особенностью является иобщая недостаточность воли: младший школьник ещё не обладает большим опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоления трудностей и препятствий. Он может опустить руки при неудаче, потерять веру в свои силы. Нередко наблюдаетсякапризность, упрямство.Обычная причина их – недостатки семейного воспитания, когда ребёнок привык к тому, что все его желания и требования удовлетворялись. Капризность и упрямство – своеобразная форма протеста ребёнка против тех твёрдых требований, которые ему предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, что хочется, во имя того, что надо.
Подростковый возраст — остро протекающий переход от детства к взрослости. С одной стороны, для этого сложного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, вызывающий характер его поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, подростковый возраст отличается и множеством положительных факторов: возрастает самостоятельность ребенка, более разнообразными и содержательными становятся отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется сфера его деятельности и т. д. Главное, данный период отличается выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой формируется его сознательное отношение к себе как члену общества.
Поведение подростка регулируется его самооценкой, а самооценка формируется в ходе общения с окружающими людьми. Но самооценка младших подростков противоречива, недостаточно целостна, поэтому и в их поведении может возникнуть много немотивированных поступков. Первостепенное значение в этом возрасте приобретает общение со сверстниками. Общаясь с друзьями, младшие подростки активно осваивают нормы, цели, средства социального поведения, вырабатывают критерии оценки себя и других, опираясь на заповеди «кодекса товарищества». Внешние проявления коммуникативного поведения подростков весьма противоречивы. С одной стороны, стремление во что бы то ни стало быть такими же, как все, с другой — желание отличиться любой ценой; с одной стороны, стремление заслужить уважение и авторитет товарищей, с другой — бравирование собственными недостатками. Страстное желание иметь верного близкого друга сосуществует у младших подростков с лихорадочной сменой приятелей, способностью моментально очаровываться и столь же быстро разочаровываться в бывших «друзьях на всю жизнь».
Главное значение получаемых в школе отметок состоит в том, что они дают возможность занять в классе более высокое положение. Но если положение можно занять за счет проявления других качеств — ценность отметок падает. Учителей ребята воспринимают через призму общественного мнения класса. Поэтому подростки идут на конфликт с учителями, нарушают дисциплину и, чувствуя молчаливое одобрение одноклассников, не испытывают при этом неприятных субъективных переживаний.
Подросток во всех отношениях обуреваем жаждой «нормы» — чтобы у него было «как у всех», «как у других». Но для этого возраста характерна как раз диспропорция, то есть отсутствие «норм». Разница в темпах развития оказывает заметное влияние на психику и самосознание.
В данном периоде наблюдается так называемый «подростковый комплекс», который включает перепады настроения — от безудержного веселья к унынию и обратно — без достаточных причин, а также ряд других: полярных качеств, выступающих попеременно. Чувствительность к оценке посторонними своей внешности, способностей, умений сочетается с излишней самонадеянностью и безапелляционными суждениями в отношении окружающих. Сентиментальность порою уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость — с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими — с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами — с обожествлением случайных кумиров, а чувственное фантазирование — сухим мудрствованием.
Подростки исключительно эгоистичны, считают себя центром вселенной и единственным предметом, достойным интереса, и в то же время в один из последующих периодов своей жизни они не способны на такую преданность и самопожертвование. Они могут страстно любить и оборвать эти отношения так же внезапно, как и начали. С одной стороны, они с энтузиазмом включаются в жизнь сообщества, а с другой — охвачены страстью к одиночеству. Иногда их поведение по отношению к другим людям грубо и бесцеремонно, хотя сами они неимоверно ранимы. Их настроение колеблется между сияющим оптимизмом и самым мрачным пессимизмом. Иногда они трудятся с не иссякающим энтузиазмом, а иногда медлительны и апатичны.
Характерна этому возрасту реакция эмансипации. Она проявляется стремлением высвободиться из-под опеки, контроля, покровительства старших — родных, учителей, вообще людей старшего поколения. Она может распространяться на установленные старшими порядки, правила, законы, стандарты их поведения и духовные ценности. Потребность высвободиться связана с борьбой за самостоятельность, за самоутверждение как личности. Эта реакция у подростков возникает при чрезмерной опеке со стороны старших, при мелочном контроле, когда его лишают минимальной самостоятельности и свободы, относятся к нему как к маленькому ребенку. Проявления реакции эмансипации весьма разнообразны. Она может ощущаться в каждодневном поведении подростка, в желании всегда и везде поступать по-своему, самостоятельно. Одна из крайних форм проявления этой реакции — побеги из дому и бродяжничество, обусловленное желанием «пожить свободной жизнью».
Большинство подростков утверждают, что испытывают трудности, общаясь с родителями, часто конфликтуют с ними. Конфликты могут возникать по поводу повседневных привычек (одежды, времени отсутствия дома). Зачастую они связаны со школьной жизнью (низкая успеваемость, не сделанные уроки, необходимость подготовки к экзаменам) и, наконец, с системами норм и ценностей. В случае конфликта родителям следует понимать: если скандал уже разгорелся, нужно остановиться, заставить себя замолчать (ведь это проще, чем заставить замолчать другого), сознавая свою правоту. Ведь задача родителя, по сути, в споре с подростком – не доказать свою правоту или авторитет, а лишь позволить ребенку увидеть, что есть другое мнение. А подросток очень часто видит перед собой задачу любым способом доказать право на свое мнение и добиться уважения собственных родителей, которые порой не могут смириться с тем, что ребенок взрослеет.
Знание вышеописанных основ психологического развития позволит родителям понять, что происходит с ребенком и своевременно помочь ему повзрослеть, вырасти уверенным в себе, добрым и успешным человеком, безболезненно переходя от одного этапа взросления к другому и накапливая положительный жизненный опыт.
Статью подготовил:
Клинический психолог М.М. Масагутова