Каждый человек в жизни наделен множеством различных ролей – в семье, на работе, в кругу друзей. Недаром Шекспир говорил: «Весь мир театр и люди в нем актеры». Даже ребенок, еще неадаптированный к социуму в широком смысле, уже выполняет определенную роль в своем микросоциуме – семье. Какой будет эта роль – зависит от множества факторов: количество детей в семье, последовательность появления детей на свет, наличие совместно проживающих бабушек и дедушек, семейная история и бессознательные сигналы, идущие к ребенку от взрослого.
Все указанные факторы формируют стиль детско-родительских взаимоотношений, который в свою очередь и определяет роль ребенка в семье. Исходя из этого, можно говорить о том, что ребенок выполняет в семье роль, предопределенную для него взрослыми. В хорошо функционирующих семьях такая роль работает на развитие ребенка, в дисфункциональных же семьях детям навязываются рамки, в которых они теряют себя. Ведь именно в сложной системе семейных взаимоотношений маленький человек учится выстраивать связи и формирует себя в зависимости от других, их желаний и потребностей.
Итак, определяющим фактором для роли ребенка является стиль взаимоотношений в семье, которого придерживаются его родители. Как известно, существует три стиля детско-родительских взаимоотношений – авторитарный, либеральный и демократический.
При авторитарном стиле воспитания культивируется подавляющий стиль общения между взрослыми и детьми. При таком укладе индивидуальность ребенка отрицается и единственным правом, или скорее даже обязанностью ребенка является послушание. К сожалению, такой тип взаимоотношений между родителями и детьми встречается довольно часто. Взрослые считают, что такая зависимая роль ребенка в семье помогает легче им управлять, делает ребенка предсказуемым, поскольку дети приучены делать то, что диктуют им родители. Кроме того, «плюс» видится родителям в том, что дети приучаются к скромности и уважению к старшим благодаря тому, что привыкли беспрекословно подчиняться и четко понимают иерархию. Однако эти «достоинства» иллюзорны – ребенок, воля которого долго подавляется, рано или поздно предпринимает попытки вырваться из-под контроля, что приводит к побегам из дома, связям с «плохой компанией» и т.п. Несмотря на кажущуюся нелогичность, это является закономерным, так как дети, лишенные понимания и уважения дома, гораздо легче попадают под чужое влияние. Помимо этого, у таких детей часто диагностируется высокий уровень агрессии, невротизация, низкая самооценка и пр. Большая часть алкоголиков, наркозависимых, людей с суицидальными наклонностями состоит именно из детей, выросших в авторитарной среде – это не позволяет им благополучно адаптироваться в обществе. Такая картина довольно отчетливо показывает призрачность родительских надежд на полный контроль своего ребенка.
Либеральный стиль воспитания (или попустительство) можно назвать противоположной от авторитаризма крайностью. В таких взаимоотношениях поведение детей практически не регламентируется, отсутствуют четкие правила, что приводит к неумению придерживаться каких-либо рамок. Часто ребенок в такой семье становится озлобленным, так как до него никому нет дела, даже собственным родителям.
Наиболее гармоничным является демократичный стиль воспитания - в таких взаимоотношениях ребенку с раннего возраста начинают показывать, что любят и уважают проявления его индивидуальности, но, в то же время, учат его правильно и достойно вести себя с другими людьми, уважать их. Дети, воспитанные в этой атмосфере, знают себе цену, но не стремятся доказать другим свое превосходство. При этом у них сильно развито чувство ответственности, потому что им в детстве объяснили, что это такое.
В контексте указанных общепринятых стилей воспитания выделяются следующие типичные роли ребенка в семье. Наиболее распространена роль «любимчика» (или «кумир семьи»), когда жизнь семьи посвящена ребенку – взрослые живут ради ребенка, восхищаются им, исполняя любую его прихоть. Проступки ребенка прощаются, неправильному поведению находятся оправдания. Часто так случается, когда родители не испытывают друг к другу чувств и эмоциональный вакуум заполняется преувеличенной заботой о ребенке. Так же причиной может быть страх потери ребенка, ощущение его исключительной ценности.
Одна из самых негативно окрашенных ролей – «козел отпущения» - этого ребенка обвиняют во всех невзгодах и ругают за малейшие провинности, видя в нем только недостатки. Зачастую ребенок оказывается в такой роли, когда родители не готовы к появлению ребенка, либо, когда он не оправдывает ожидания родителей – быть образцовым, успешным. Так же причиной может стать напряженная атмосфера в семье, когда ребенок служит «громоотводом» и принимает на себя все негативные эмоции родителей, не выплеснутые друг на друга.
Роль «паиньки» формируется, когда ребенка воспитывают послушным, примерным, ожидая от него беспрекословного соблюдения приличий – чтобы ребенок правильно одевался, говорил, вел себя. При этом родители не задумываются, как чувствует себя ребенок, когда он выполняет требования не с пониманием, а из чувства страха перед значимым взрослым.
«Золушка» часто играет роль взрослого в семье. Родители считают, что ребенок должен помогать родителям, в результате на ребенка ложится роль своеобразного семейного слуги. Такой ребенок не может просто гулять с друзьями, посещать кружки и секции – его свободное время распределено между выполнением уроков и работой по дому. В результате дети вырастают не адаптированными к социуму, так как кроме своей семьи ничего вокруг не видели. Поэтому, окончив школу, как правило, продолжают выполнять функцию рабочей силы для родителей. Родители не разрешают им учиться очно, мотивируя, что семье нужна помощь.
Следует отметить, что, как правило, родителями не осознаются навязанные детям роли – это происходит бессознательно, как естественный результат внутрисемейных отношений. Поэтому важно проанализировать взаимоотношения в семье: насколько ребенку и другим членам семьи комфортно, насколько у ребенка и самого родителя есть возможность высказать свое мнение и удовлетворить свои потребности, ведь признак психологически здоровой семьи – душевное психологическое благополучие каждого члена семьи.
М.М. Масагутова,
медицинский психолог
БУ ХМАО-Югры «Сургутская клиническая
психоневрологическая больница»