Чем лето отличается от остального времени, если мы говорим про школьников? Это время отдыха от занятий, от учебы, от сложных дел, которые вызывают неприятные ощущения. Мы привыкли к тому, что лето для нас наполнено яркими новыми впечатлениями.
Что еще характерно для лета? Летом мы меньше сидим за столом и больше гуляем, двигаемся. Это период большей сенсорной насыщенности: мы ходим босиком по траве, нюхаем цветочки, иногда лазаем по деревьям и получаем таким образом много информации, которая необходима для нашего мозга.
На самом деле не нужно бояться отдыха. Очень важно провести лето с пользой!
И это не только и не столько с учебниками и с книжками.
Летом надо отдохнуть, набраться сил, энергии и поработать над развитием важных функций, необходимых для качественного обучения и формирования новых навыков.
Следовать за темпом развития ребенка
Если у вашего сына или дочери в течение учебного года сохранялась интенсивная нагрузка и он её спокойно выдерживал, то отменять занятия полностью нежелательно. В начале лета можно сделать небольшой перерыв, а потом занятия лучше продолжить, просто с меньшей интенсивностью. Дело в том, что у ребенка в 7-10 лет реализуется новая ведущая деятельность — учебная.
Дети учатся учиться, у них вырабатывается навык действовать по плану, самостоятельно выполнять поставленные задачи и многие другие умения. И резко обрывать летом этот процесс нежелательно. Старайтесь его регулярно в течение лета поддерживать — чтением, прописями, какими-то развивающими занятиями. Просто для того, чтобы ребенок не отвык учиться.
Соблюдать баланс между игровыми и учебными компонентами
В младшем школьном возрасте происходит перестройка между игровой, привычной для дошкольников, деятельностью и учебной. Но игровая деятельность остается пока ведущей, поэтому позвольте ребенку играть столько, сколько захочет. Хорошо, если он будет осваивать летом новые виды спорта, особенно игровые — все они развивают навык волевой регуляции, зрительно-моторную координацию, что поможет ребенку в дальнейшем учиться более успешно.
Удобная и наглядная структура дня
Структуру дня важно сделать удобной для вас и вашей семьи. Должны быть неизменные вещи, постоянные, которые являются частью любого расписания. Наши естественные потребности создают рамки для нашего расписания, прочный каркас каждого дня. Дальше мы можем его достраивать, добавлять другие элементы, повторяющиеся или уникальные.
Для особого ребенка стабильность и предсказуемость исключительно важны. Хорошо, когда постоянство есть не только в еде (завтрак, обед, ужин) и переходах от сна к бодрствованию. Например, постоянным может быть тихий час после обеда, какое-то любимое занятие по вечерам, утренняя прогулка.
Когда есть то, что никогда не меняется, и ребенок, и родители чувствуют себя спокойнее и могут свободно и гибко планировать остальное время.
Когда вы что-то меняете в ваших дневных планах, это обязательно нужно проговаривать. За завтраком вы можете обсудить, что нового и интересного вы делаете сегодня. А вечером хорошо бы вспомнить, что было важного в этот день, — так ребенок сможет лучше запомнить свои впечатления.
Кажется, каждому знакома фраза: «Движение – это жизнь». Нет на земле человека, который бы не знал, что жизнь и развитие без движения невозможны.
Ребёнок, подросток, да и взрослый человек так устроен, что он развивается по определённым законам. И развитие происходит через движение.
Двигательная активность и сенсорная насыщенность
Теперь мы поговорим о тех формах активности, которые важно сохранить в жизни ребенка летом, в особенности в ситуации самоизоляции. Движение — это то, чего больше всего не хватает. Как сделать так, чтобы тело получало достаточно двигательных ощущений? Тут помогут прогулки, близость к природе, подвижные и сенсорные игры.
Можно придумать какую-то игру для выхода на улицу: предположим, вы как будто отправляетесь в джунгли и будете там ловить воображаемых диких животных. Важно обеспечить ребенку тактильный контакт с землей, песком, травой.
Тем, кто на даче, проще организовать ребенку движение, прогулки, общение с природой. Тем, кто проводит лето в квартире, можно предложить сажать растения и привлекать к этому ребенка. Например, можно показать, как вырастить на подоконнике луковицу, или попробовать прорастить горох: сначала замочить, а потом посадить в землю. Можно даже посадить растение перед домом и ухаживать за ним: это вполне безопасно, а для ребенка очень полезно.
Возьмите с собой мел и нарисуйте классики на асфальте. Эта игра развивает пространственную ориентацию, тренирует вестибулярный аппарат и счет. Можно менять правила, усложнять и упрощать эту игру в зависимости от возможностей ребенка.
Не забывайте брать с собой на прогулку спортивные снаряды (скакалку, мяч), использовать велосипед (самокат, скейт, беговел). Подумайте, на какую следующую ступеньку может подняться ребенок, чему более сложному он уже может научиться.
Сенсорные игры полезны на любом возрастном этапе и создают сенсорную насыщенность, необходимую для мозга. С чем может играть ребенок в квартире? Например, с водой на балконе: можно сделать кораблик и пустить его плавать в тазу, а можно кидать в таз рыбок или пробки, а потом вылавливать их ситом. В ванной можно играть с красками типа акварельных, с пеной для бритья, с обычной пеной для ванн. Можно дать ребенку кинетический песок, чтобы он поиграл с ним, как он захочет, а если есть возможность, сделать для него песочницу.
Все дворовые игры являются профилактикой многих учебных проблем, как, например, трудности формирования навыка письма, плохая артикуляция, как следствие ошибки на письме, трудности поддержания рабочей позы и быстрая утомляемость, недостаточная зрительно-моторная координация, которая находит отражение в трудностях письма и чтения, трудности пространственной ориентации, влекущие за собой трудности в математике. И конечно, же такие игры благоприятно сказываются на эмоциональном состоянии, учат решать конфликты и учат дружить.
Чтобы развивать ребёнка не обязательно использовать сложные и дорогие тренажёры. С помощью обычного мяча можно играть во множество игр, которые будут не только весёлыми, но и очень полезными и развивающими нейроиграми. Будут способствовать формированию важных функций и навыков.
Игры с мячом. Огромное разнообразие игр с мячом готовит руки ребёнка к письму, глаза – к чтению, мозг – к овладению математическими понятиями.
Важно научить ребёнка отбивать и ловить небольшой мяч от пола, от стены обеими руками, сначала каждой рукой, а потом по очереди.
Боулинг. Начинать игру уже можно с 1-2 лет, но для детей и более старшего возраста эта игра будет актуальна. С ростом ребёнка увеличивается уровень сложности. Правой рукой, левой рукой, бросая мяч двумя руками, с закрытыми глазами.
Вышибалы. Очень здорово способствует проработке скорости реакции, внимания.
Бадминтон – эта такая активность, которая подойдёт абсолютно всем. С малышами начинать играть можно с воздушного шарика.
С 5-6 летними детьми начинать играть уже с воланчиком.
Игры по правилам
Чем важны игры по правилам с точки зрения нейропсихолога? Они позволяют ребенку в любимой, комфортной деятельности учиться соблюдению правил, самоконтролю и самообладанию. Игры по правилам хороши еще и тем, что любые правила мы можем менять: упрощать, если ребенку трудно, или усложнять, если ему скучно. Иногда самое простое правило, которое мы вводим в самую простую игру, становится важным шагом к умению контролировать себя.
Играем, веселимся, развиваемся.
Все эти занятия помогут ребенку продвинуться, вырасти над собой, прийти к новому учебному году с новыми способностями и возможностями, с новыми силами.
Статья подготовлена медицинским психологом СКПНБ Екатериной Мазановой
Список литературы.
А.В. Семенович. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онотогенеза.
Ж.М. Глозман. Практическая нейропсихология. Опыт работы с детьми, испытывающими трудности в обучении.
Салли Блайт. Хорошо сбалансированный ребёнок.
Галина Лупандина-Болотова. Сидеть, ползать, ходить.