Депрессия – это слово, которое в современной реальности встречается очень часто. Обычно люди употребляют его в житейском плане, имея в виду грустное настроение, упадок духа на какой-то преходящий период времени, не подозревая, что данный термин в сущности означает психическое расстройство. В медицине термин "депрессия" часто используется по отношению к целому ряду депрессивных расстройств, которые по международной классификации болезней входят в группу аффективных расстройств.
По данным статистики к шестнадцатилетнему возрасту 12% девочек и 7% мальчиков в определенный момент своей жизни могут перенести депрессивное расстройство. Показатель распространенности депрессии одинаков у мальчиков и девочек препубертатного возраста и в подростковом возрасте возрастает в два раза среди девочек, по сравнению с мальчиками.
Основными особенностями депрессивного расстройства у детей и подростков являются эмоциональные, когнитивные, мотивационные изменения и нейровегетативные симптомы.
Главным эмоциональным симптомом является подавленное настроение. Оно может быть описано как печальное, сниженное, грустное. В некоторых случаях подростки могут говорить вообще об отсутствии настроения, словно оно «никакое». Подобные высказывания выражают отсутствие удовольствия от жизни. Иногда дети могут отрицать сниженное настроение или грусть, однако признаются, что чувствуют себя «плохо». Иногда у ребенка может присутствовать только раздражительность вместо сниженного аффекта.
Когнитивные изменения включают в себя низкую самооценку с преувеличением трудности решения текущих жизненных проблем. Как правило, дети и подростки с депрессией не могут ничего сказать о своих достоинствах и способностях, когда их об этом спрашивают. При этом наблюдаются сложности в принятии решений либо из-за отсутствия доверия к окружающим, либо из-за субъективных трудностей с мышлением. Чем тяжелее депрессия у подростка, тем более вероятно возникновение чувства вины за незначительные проступки в прошлом, например домашнее воровство или грубость по отношению к родителям. У подростка с депрессией могут быть выраженными безнадежность и беспомощность. Суицидальные мысли являются наиболее серьезными когнитивными изменениями, что может в итоге привести к суицидальной попытке.
Нарушения в мотивационной сфере связаны с апатией, усталостью, сниженным энергетическим потенциалом и плохой концентрацией внимания. Невозможность справиться с трудностями и обыденными задачами может усилить у ребенка чувство вины и неуверенности в себе.
Нейровегетативные симптомы включают в себя изменения аппетита, веса, ритма сна, часто встречаются нарушения со стороны желудочно-кишечного тракта, головные боли. Соматические симптомы очень распространены у детей и подростков с депрессией, поэтому если при обследовании у врача соматического профиля не было найдено никаких проблем и заболеваний, это повод обратиться к врачу-психиатру для поиска причин соматического неблагополучия в сфере психики.
У подростков при депрессии обостряются основные черты личности. Например, у тревожных личностей, страдающих депрессией, отмечается более высокий уровень тревоги, соматические симптомы и реакции избегания (избегание различных ситуаций, которые вызывают тревогу), у лиц экстравертированного типа с большей вероятностью будут наблюдаться враждебность и раздражительность.
Около 60% молодых людей с депрессией сообщают о суицидальных мыслях и 30% совершают суицидальные попытки. Риск повышается, если:
• Кто-либо из членов семьи совершал самоубийство
• Подросток сам пытался до этого совершить самоубийство
• Присутствуют другие коморбидные психические расстройства (например, злоупотребление алкоголем или наркотиками), импульсивность или агрессия
• Молодой человек имеет доступ к смертельно опасным средствам (например, огнестрельному оружию, таблеткам),
• Подросток или ребенок пережил негативное событие (например, физическое или сексуальное насилие).
При обнаружении перечисленных симптомов у подростка родителям очень важно своевременно обратиться за помощью к специалисту (врачу-психиатру, врачу-психотерапевту). Игнорирование состояния ребенка может привести к усугублению симптомов.
Причины возникновения депрессии в подростковом возрасте
$11. Трудности самоопределения. Подростковый возраст – это ключевой период в развитии человека, связанный с переходом от детства к взрослости. Основная задача подросткового возраста: формирование собственной идентичности, самосознания и самоопределения в системе ценностей и отношений между людьми. Это время для ответов на вопросы «Кто я?» «Какой я?» «каким я хочу быть, а каким не хочу?» «На кого хочу быть похожим, а на кого не хочу?» «Что мне нравится, а что не нравится?» «Кто мне нравится, а кто не нравится?» «Что хорошо, а что плохо?». Эти вопросы путают, вызывают сомнения в себе, своей собственной ценности, своя личность проверяется на соответствие определенным стандартам, которые выдвигаются в разных социальных группах, к которым принадлежит подросток. Свое тело начинает рассматриваться под пристальным прицелом на предмет соответствия различным эталонам. Чрезмерно критичное рассматривание себя приводит к обязательному нахождению множества недостатков, что усугубляет и без того нестабильное эмоциональное состояние и может привести к депрессивным переживаниям.
$12. Проблемы во взаимоотношениях со сверстниками. Ответы на вопросы относительно себя и своего самоопределения в мире подросток получает в процессе выполнения своей ведущей деятельности - интимно-личностном общении со сверстниками. Возрастает роль общественного мнения, оценка сверстника становится важнее, чем оценка учителя и родителя. Подростки начинают «группироваться» в собственные компании по интересам. Интересы могут быть самые различные: начиная от волонотерских движений, творческих или спортивных объединений, заканчивая преступными группировками. В отношениях со сверстниками подросток и старается определить себя как личность, часто через соответствие или несоответствие определенной группе. Помимо этого, группа должна удовлетворять потребности подростка в принятии и самоутверждении. Выбор группы для общения и реализации основных потребностей опирается на прошлый опыт взаимодействия с семьей и сверстниками, а также зависит от сложившихся на момент подросткового возраста представлений о нормах и ценностях жизни и от способности отстоять свои представления. Примечательно, что первые пробы психоактивных веществ в подростковом возрасте в большинстве случаев происходят в группе сверстников. А отвержение референтной группой, усугубляющееся семейными проблемами, может приводить к депрессивным реакциям и суицидальному поведению.
$13. Проблемы в семейных взаимоотношениях. В целом в подростковом возрасте часто между родителями и ребенком возрастает напряжение, что связано с нормальным желанием подростка подвергнуть сомнению нормы и ценности, предложенные родителями, чтобы найти свой собственный путь. Главный конфликт между родителями и подростком заключается в том, что подросток продолжает восприниматься в семье как ребенок, тогда как у него возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться взрослым. Он активно заявляет о себе, своих потребностях, желаниях, что может проявляться в бунте, протесте, отрицании привычного, традиционного, что помогает ощущать себя активной взрослой личностью. Чтобы утвердить свою взрослость, подростки часто начинают делать то, что взрослые запрещают (ведь взрослым это можно, а я взрослый).
$14. Состояние психического и/или физического здоровья. К психическим расстройствам, часто сочетающимся с депрессией, относятся: тревожные расстройства, проблемы с поведением, синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), обсессивно-компульсивное расстройство и проблемы с обучением. Связь между депрессией и тревогой – хорошо известный факт, поскольку симптомы депрессии и тревоги часто существуют одновременно, кроме того пациенты нередко переносят эпизоды депрессии и тревоги в разное время в течение совей жизни. Наличие депрессивного эпизода не только повышает риск возникновения дальнейших эпизодов депрессии, но также и тревожных расстройств.
Факторы риска развития депрессии в подростковом возрасте:
Биологические:
$1·Депрессия в семейном анамнезе
$1·Родители, злоупотребляющие алкоголем или другими психоактивными веществами
$1·Биполярное расстройство в семейном анамнезе
$1·Женский пол
$1·Половая зрелость (Депрессия чаще встречается у подростков, достигших половой зрелости, особенно у девочек. Раннее начало менструального цикла (<11,5 лет) повышает риск)
$1·Хронические соматические заболевания
$1·Депрессия уже была в анамнезе подростка
Психологические:
$1·Коморбидное психическое расстройство, особенно тревога
$1·Невротический или слишком эмоциональный темперамент
$1·Заниженная самооценка
$1·Наличие в анамнезе психологической травмы, тяжелой утраты
Рекомендации родителям для профилактики депрессивных расстройств у ребенка
$11. Выслушивайте друг друга
Умение слушать – основа эффективного общения. Что значит уметь слушать?
- быть внимательным к ребенку
- выслушивать его точку зрения, уделять внимание чувствам ребенка, не давая категоричных оценок
- задавать открытые вопросы (Почему? Как ты считаешь? А что ты думаешь по этому поводу? Как ты себя чувствуешь?)
- не настаивать на том, чтобы ребенок принял ваши представления о чем-либо
- поощряйте ребенка, поддерживайте разговор, демонстрируйте вашу заинтересованность в том, что он рассказывает, спросите: «А что было дальше?» «Расскажи мне об этом…»
$12. Выражайте принятие
Для ребенка очень важно ощущать себя любимым и значимым для родителя, ощущать себя достаточно хорошим. Выражайте свою любовь как словами, так и действиями. Объятия, поглаживания, доброжелательный тон. Высказывания о любви, ценности ребенка для вас. Важно, чтобы выражение любви не было связано с определенными успехами, также важно не ограничивать эту любовь в связи с какими-либо неудачами ребенка. Ребенок должен понимать, что вы любите его просто так, таким, какой он есть.
$13. Не осуждайте, не оскорбляйте личность ребенка.
Если ребенок получил плохую оценку, поругался с одноклассниками или учителем, не выполнил домашние обязательства – это повод к диалогу, а не к конфликту. Часто родители применяют чрезмерно обобщающие фразы по типу: «В кого ты такой уродился?» «За что мне это наказание?» «Тебе сколько не повторяй, все без толку». Подобные высказывания заставляют ребенка чувствовать себя плохим, неудачливым, доставляющим одни проблемы. Ваши высказывания должны касаться конкретных действий, конкретного поведения, а не личности ребенка.
$14. Ставьте себя на место ребенка. Подростку часто кажется, что никто и никогда не переживал того, что чувствует он. И огромную поддержку окажет принятие и понимание его переживаний. Самое главное, что ребенок ощутит вашу заинтересованность в нем и небезразличие.
$15. Проводите время вместе
Важно устраивать совместный досуг, например поход в кино, на рыбалку, за грибами, в кафе, совместные занятия спортом или творчеством, которые будут наполнены легкостью и положительными эмоциями.
Что делать, если вы заметили проявления суицидального поведения?
$11. Если вы заметили признаки суицидального поведения или его прямое проявление, допустите возможность, что человек действительно является суицидальной личностью. Не считайте, что он не способен и не сможет решиться на самоубийство. Не позволяйте другим вводить вас в заблуждение относительно несерьезности конкретной суицидальной ситуации. Если вы полагаете, что кому-либо угрожает опасность самоубийства, действуйте в соответствии со своими собственными убеждениями. Опасность, что вы растеряетесь, преувеличив потенциальную угрозу, — ничто по сравнению с тем, что кто-то может погибнуть из-за невмешательства.
$12. Сохраняйте спокойствие: ни в коем случае нельзя выражать агрессию, панику, разочарование, это может испугать ребенка и усугубить его переживания.
$13. Не следует использовать в общении сарказм, подшучивание, осуждение, морализаторство, пренебрегать переживаниями ребенка. Вместо того, чтобы страдать от самоосуждения и других переживаний, ребенок должен постараться понять свои чувства. Для человека, который чувствует, что он бесполезен и нелюбим, забота и участие отзывчивого человека являются мощными ободряющими средствами. Именно таким образом вы лучше всего проникнете в изолированную душу отчаявшегося человека.
$14. Установите заботливые взаимоотношения, выражайте поддержку, понимание. Вы можете сказать: «Я очень ценю твою откровенность, ведь для того, чтобы поделиться своими чувствами, сейчас от тебя требуется много мужества». Вы можете оказать неоценимую помощь, выслушав слова, выражающие чувства этого человека, будь то печаль, вина, страх или гнев. Иногда, если вы просто молча посидите с ним, это явится доказательством вашего заинтересованного и заботливого отношения. Выражайте принятие невербально: объятия, поглаживания, нахождение рядом.
$15. Больше слушайте, чем говорите. Суициденты особенно страдают от сильного чувства отчуждения. В силу этого они бывают не настроены принять ваши советы. Гораздо больше они нуждаются в обсуждении своей боли, фрустрации и того, о чем говорят: «У меня нет ничего такого, ради чего стоило бы жить». Если человек страдает от депрессии, то ему нужно больше говорить самому, чем беседовать с ним.
$16. Не принижайте ценность чужих переживаний. Сталкиваясь с суицидальной угрозой, друзья и родственники часто отвечают: «Подумай, ведь ты же живешь гораздо лучше других людей; тебе бы следовало благодарить судьбу». Этот ответ сразу блокирует дальнейшее обсуждение; такие замечания вызывают у человека еще большую подавленность и вину. Можно встретить часто и другое знакомое замечание: «Ты понимаешь, какие несчастья и позор ты навлечешь на свою семью?» Но, возможно, за ним скрывается именно та мысль, которую желает осуществить суицидент.
$17. Не бойтесь задавать вопросы о суицидальных намерениях (Ты хочешь себя убить? У тебя бывают мысли о суициде?) Прямой вопрос не приведет к мысли о суициде, если у человека ее не было; наоборот, когда он думает о самоубийстве и, наконец, находит кого-то, кому небезразличны его переживания, и кто согласен обсудить эту запретную тему, то он часто чувствует облегчение, и ему дается возможность понять свои чувства и достичь катарсиса.
$18. Не оставляйте человека одного в ситуации высокого суицидального риска. Оставайтесь с ним как можно дольше или попросите кого-нибудь побыть с ним, пока не разрешится кризис или не прибудет помощь. Возможно, придется позвонить на станцию скорой помощи или обратиться в поликлинику.
$19. Обратитесь за помощью к специалистам. Суициденты имеют суженное поле зрения, своеобразное туннельное сознание. Их разум не в состоянии восстановить полную картину того, как следует разрешать непереносимые проблемы. Первая просьба часто состоит в том, чтобы им была предоставлена помощь.
$110. Продолжайте заботу и поддержку после прохождения критической ситуации. Самое худшее может не быть позади. За улучшение часто принимают повышение психической активности больного. Бывает так, что накануне самоубийства депрессивные люди бросаются в водоворот деятельности. Они просят прощения у всех, кого обидели. Видя это, вы облегченно вздыхаете и ослабляете бдительность. Но эти поступки могут свидетельствовать о решении рассчитаться со всеми долгами и обязательствами, после чего можно покончить с собой. И, действительно, половина суицидентов совершает самоубийство не позже, чем через три месяца после начала психологического кризиса.
Медицинский психолог СКПНБ
Леденцова Анастасия Олеговна
Список литературы:
- Руководство по детской и подростковой психиатрии: в 2 т. / под ред. Джозефа М. Рея; пер. с англ. К. Мужановского. – К. : Горобец, 2018 – Т.1. – 772 с.
- Психиатрия. Национальное руководство. 2-е издание / под ред. Ю.А. Александровского, Н.Г. Незнанова, 2018
- Практикум по клинической психологии и психотерапии подростков.- СПб.: Речь
- А. Хатфилд, «Если ваш близкий душевно болен: Краткое руководство».