Развитие ребёнка очень индивидуально и тем не менее подчиняется определённым, очень строгим, законам. Взросление на всех возрастных этапах характеризуется стремлением к самостоятельности. Ребенок на протяжении всего своего развития ищет ответы на вопросы: «Кто я?» и «Что я могу?». Кризис наступает из-за того, что появляются новые стремления и желания, реализовать которые прежними испытанными способами не удается. Таким образом, кризис – это необходимый этап в жизни каждого ребенка, приводящий на новый виток развития. Задача родителей - помочь ребенку благоприятно преодолеть каждый кризис, помочь стать самостоятельным и инициативным человеком.
Каждый кризис имеет определённый возрастной период, однако данное разделение очень условно. Совершенно нормальным считается наступление возрастного кризиса за полгода до указанного возраста или даже через год после. Важно другое: в своём развитии ребёнок непременно должен преодолеть каждый из кризисов.
В возрасте одного года ребенок переживает кризис первого года жизни, который связан с разрывом психологического симбиоза с матерью. Ребенок как бы «отделяется» от матери, приобретает всё больше собственных навыков: начинает ходить, говорить, самостоятельно играть. Этот кризис характеризуется негативными эмоциональными проявлениями ребенка, возникающими в ответ на стеснение его самостоятельности, когда его кормят или одевают против его воли. Родителю в этот период важно позволить ребенку в освоении открывшегося ему мира, предоставить ему возможность манипулировать различными предметами (убедившись в безопасности), наблюдая за ним чуть со стороны.
Затем на очереди кризис трех лет: в этом возрасте у ребенка появляется свое «Я», он осознает себя отдельным человеком, противопоставляет себя окружающим. Он изучает и определяется – «что я значу в этом мире и что значат в этом мире другие». В результате он пытается противопоставить себя взрослому, не выполняет требования и даже стремится всё сделать наоборот (ведь у него есть своя, отличная от других, точка зрения и на ней, оказывается, можно настоять). Это своего рода испытание для родительского терпения, однако, важно сохранять спокойствие, контролировать свои эмоции, не реагировать криком в ответ на истерики малыша. Можно почаще разговаривать с ребенком, рассказывать ему о правилах, которые необходимо соблюдать, объясняя, почему так надо делать. А главное: давать право выбора в меру его возможностей (например, «Что ты хочешь кушать – кашу или пюре?», «Куда пойдем гулять – в парк или на детскую площадку?»).
Следующий кризис – это кризис семи лет, который возникает при переходе с одной ведущей деятельности на другую: от игровой к учебной. К этому возрасту ребенок осознает свою психологическую автономию, наличие собственных чувств и переживаний. В результате происходят серьезные изменения в эмоциональной сфере ребенка, он становится более трудным в воспитательном отношении, менее непосредственным, активно формируется самооценка. Всё это требует от родителя безусловного принятия и психологической поддержки. Ребенок должен чувствовать, что его по-прежнему любят, независимо от того, успешен ли он в школе. Родителю важно хвалить ребенка за его успехи, пусть даже самые маленькие, ни в коем случае не критиковать его, поощрять его самостоятельность и активность. Необходимо показывать, что вы понимаете его, цените его мнение.
Очередной переломный момент - кризис подросткового возраста, характеризуется стремлением ребенка ко взрослости с одной стороны, и отсутствием возможности занять взрослую позицию с другой. Подросток протестует против контроля со стороны родителей, требует, чтобы с ним считались, относились к нему, как к взрослому. Воспитательная позиция родителя в данном возрасте меняется с «над» на «рядом». Значимый взрослый должен стать в какой-то степени другом. Важно много общаться, рассказывать подростку о своих чувствах и переживаниях в этом возрасте. Вместе с тем – давать больше свободы, признавать его самостоятельность и право на личную жизнь, относиться как к равному.
Возрастной кризис – явление неизбежное в нормальном развитии ребенка. В эти сложные для него периоды родителям нужно набраться терпения и постараться оказать максимум помощи и поддержки, терпимо относясь к неудачам ребенка и принимая его таким, какой он есть. Безусловное принятие, эмоционально насыщенное и позитивное общение, родительская поддержка помогут преодолеть любой кризис и вырастить самостоятельного и самодостаточного человека.
Статья подготовлена медицинским психологом Масагутовой М.М. по материалам: