Адаптация-процесс приспособления к меняющимся условиям среды. Адаптационный процесс - это своего рода стресс для всей семейной системы. В этот период нужно решить много важных задач. Одна из которых состоит в эмоциональном принятии изменяющихся условий. Поэтому в первую очередь важно заранее подумать об посещении детского сада, и начать процесс подготовки заблаговременно.
В общем и целом проблема адаптации детей к детскому саду является не новой, но остается такой же актуальной. Имеется огромное количество исследований, посвященных данному вопросу. Так как адаптация к детскому саду на слуху, у многих может сложиться впечатление, что это простой процесс. Однако в процессе адаптации ребенка к детскому саду задействовано очень много механизмов, как на физиологическом, так и на психологически — социальном уровне. Н. В. Кирюхина выделяла адаптацию в трех аспектах: биологическая адаптация — процесс активного взаимодействия организма со средой; социальная адаптация — способность приспосабливаться к социальным условиям; физиологическая адаптация — реакция, наиболее полно отвечающая потребностям данной ситуации. У каждого ребенка адаптация в детском саду проходит по-своему. Можно разделить на три вида: легкая, средняя, тяжелая:
1. Легкая адаптация — ребенок чувствует в саду прекрасно и активно вливается в детсадовскую жизнь или происходят незначительные изменения в состоянии, настроении, различные колебания и сдвиги нормализуется в течение 10–15 дней.
2. Адаптация средней тяжести — сдвиги нормализуются в течение месяца, за это время ребенок может потерять в весе, заболеть и могут быть признаки стресса. Малыш более-менее терпимо переносит походы в детский сад, может периодически «всплакнуть», но ненадолго. Средняя и тяжелые формы адаптации схожи по своему проявлению, но различаются в продолжительности протекания.
3. Тяжелая адаптация может длиться месяцами. В этот период у ребенка наблюдается ухудшение аппетита, вплоть до полного отказа от еды, нарушение сна и мочеиспускания, резкие перепады настроения, частые срывы и капризы.
Основные признаки привыкания ребенка к детскому саду: – Ребенок плачет, собираясь в сад; – Тяжело расстается с родителями в саду; – Снижение аппетита (или отказ от еды в саду); – Нарушение сна; – Различные изменения в поведении (плаксивость, нервозность, апатия, агрессия и т. д.) – Снижение иммунитета, повышение заболеваемости.
Многие родители отмечают, что при первом посещении ребенок идет в детский сад с радостью, а в последующие разы транслирует признаки дезадаптации в виде плача, капризов и всего того, о чем мы выше писали. Такое радостное первое посещение обусловлено незнанием самого процесса взаимодействия в новом коллективе. В младшем дошкольном возрасте коммуникативные навыки начинают свое формирование, у ребенка еще недостаточно средств для разрешения конфликтов, средств отстаивания границ и себя. Также важно учитывать, что потребность в общении со сверстниками только начинает свое формирование. Учитывая снижение коммуникативных способностей, обусловленных возрастом договориться со сверстниками крайне трудно, что провоцирует рост конфликтных ситуаций, и оставляет негативное впечатление у ребенка. Результатом чего являются слезы, истерики, отказы от дальнейшего посещения данного учреждения. Также отказ от посещения детского сада может быть обусловлено тем, что «эффект новизны» угасает. Когда новые игрушки уже не интересны и возникают сложности установлении контакта со сверстниками.
Так как процесс адаптации является сложным и стрессовым могут отмечаться и изменения в поведении ребенка вызванные его физической активностью, в плоть до гиперактивности, и пассивности, до заторможенного состояния (эффект замирания). Все эти негативные сдвиги в детском организме проходят, когда адаптация заканчивается.
Характер адаптации зависит от нескольких важных факторов:
– Низкий уровень социализации ребенка. Ребенку, который сидит дома под присмотром родителей и не контактирующему со сверстниками, будет сложно адаптироваться, нежели ребенку, который имеет в опыте контакт с другими людьми, разлуку с матерью.
– Пренебрегание режимными моментами.
– Низкие навыки самообслуживания или полное их отсутствие. К трем годам ребенок должен уметь элементарные навыки самообслуживания: держать ложку, вилку, одевать колготки, кофту и раздеваться. У ребенка, которого не научили, возможно могут развиться различные комплексы, низкая самооценка.
– Особенности высшей нервной деятельности, её типа, наличия или отсутствия предшествующей тренировки нервной системы, индивидуальных особенностей, половых различий.
– Отсутствие регулярного посещения детского садика. Иногда родители приводят ребенка по собственному усмотрению. Регулярное посещение, без пропусков приводит к быстрой адаптации. Необходимым условием для эффективного руководства процессом привыкания детей к детскому учреждению является продуманная система педагогических воздействий, в которых главное место занимает организация деятельности ребенка, отвечающая потребностям, которые определяют его поведение.
Для того чтобы адаптационный процесс проходил более мягко необходимо учитывать особенности возраста ребенка. К. Д. Ушинский говорил, что, для того чтобы воспитывать ребенка во всех отношениях, его надо знать во всех отношениях. Чтобы узнать индивидуальные особенности вновь поступившего ребенка, воспитателю нужно беседовать с родителями, наблюдать за ребенком в разные отрезки времени дня и в разных ситуациях. Такое изучение ребенка поможет воспитателю правильно оценить его индивидуальные особенности и направить его поведение в нужное русло. Для детей младшего дошкольного возраста характерна эмоциональная захваченность. Дети в этом возрасте отлично считывают эмоциональные состояния окружающих. Поэтому родителю важно быть спокойным, уверенным и последовательным в своих действиях. Создать условия для бодрого, жизнерадостного настроя у детей — одна из важных задач, стоящих перед воспитателем и родителем.
Рекомендации родителям по улучшению адаптационного процесса детей младшего дошкольного возраста:
1. Желательно заранее знакомить ребенка с территорией сада, проходить мимо, указывать на детский сад при прогулке. Сообщать ребенку о назначение учреждения.
2. Играть с ребенком в сюжетные игры. Через игровой процесс способствовать расширению ориентировки о особенностях коммуникации в детском саду, о ролях, которые есть (воспитатель, родитель, ребенок). Проигрывать процесс расставания.
3. Безусловно будут полезны совместные просмотры мультфильмов, беседы, сказки.
4. При возможности, при первых посещениях проведите с ребенком время в группе.
5. Ориентируя ребенка о времени вашего возвращения, указывайте на понятные ориентиры, например, после обеда, после сна, перед прогулкой и т.д. И если вы сказали, что заберете в это время старайтесь не нарушать слова.
7. Для более успешной адаптации, желательно гулять с ребенком, на площадке сада, знакомить с детьми, садом.
Признаки успешной адаптации ребенка:
– ребенок начал осваивать навыки самообслуживания,
– придерживается правил поведения в дошкольном учреждении,
– формируются коммуникативные навыки;
– эмоциональное состояние в саду спокойное, чувствует себя комфортно;
– появляется аппетит;
– радостное общение со сверстниками, активное участие в игровых ситуациях.
Таким образом, для успешной адаптации ребенка в дошкольном учреждении необходимо сплотиться родителям и педагогу. Самому родителю необходимо понимать процесс адаптации, самому быть готовым отпустить ребенка. Родителю важно иметь благоприятный настрой в отношении учреждения и воспитателя. Чем быстрее ребенок станет доверять воспитателю, тем безболезненно будет расставаться с родителями, что позволяет поддерживать положительное эмоциональное состояние. Один из важных моментов — формировать познавательную, социальную сферы, где особенно важно воспитывать самостоятельность и инициативность для успешного развития ребенка.
Статья подготовлена медицинским психологом БУ ХМАО-Югры «СКПНБ» Поветиной А.В.
Литература:
Кирюхина Н. В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ. — М.: Айрис-пресс, 2-е изд., 2006. — 112 с Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей дет. сада / Под ред. Л. И. Капла. — М.: Просвещение, 1983. — 80 с., ил.
Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие. — Воронеж: “Учитель”, 2006. — 236 с.
Цыбикжапова, Д. С. Адаптация детей к ДОО / Д. С. Цыбикжапова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 18 (152). — С. 346-348. — URL: https://moluch.ru/archive/152/43093/ (дата обращения: 06.06.2022).