Страх – это пассивно-оборонительная реакция. Страхи способствуют формированию психологических защит (избегания, агрессии, фантазирования и т.п). В большинстве случаев страх возникает на основании опыта. Также страхи у детей – это проявление личностной тревожности, которая зачастую формируется при нарушенном воспитании в семье. Если у ребенка усиливается тревожность, появляются страхи,- которые формируют тревожность.
Причины страхов
- эмоциональная несдержанность, подавление выражений чувств с большим количеством тревог и опасений, также родители, которые как пример, тоже не выражают эмоций.
- излишняя строгость, запугивание также способствует появлению страхов («плохо будешь слушаться - дядя тебя заберет», «папа не придет», «уеду от тебя» и т.п).
- страхи возникают и в результате фиксации в эмоциональной памяти сильных испугов при встрече со всем, что олицетворяет опасность или представляет непосредственную угрозу для жизни.
- повышенная тревога родителей за безопасность ребенка. Постоянные переживания взрослых, одергивания, постоянные предостережения, одергивания («не подходи», «не лезь наверх, а то упадешь», «не подходи к собаке, укусит»). В итоге у ребенка зарождается чувство тревоги, которое постепенно перерастает в страх пред любыми элементарными действиями, новыми местами и событиями.
- агрессия со стороны взрослых. Демонстрация силы и превосходства над ребенком по каждому поводу, что снижает уровень доверия к взрослым, приводит к формированию ощущения ожидания постоянных неприятностей. Наказание или формирование чувства стыда ребенка за трусость, боязнь. Страх не пройдет, таким образом, а недоверие к родителям возрастет.
- не по возрасту мультфильмы, компьютерные игры, сериалы, фильмы, книги в которых встречаются сцены насилия, смерти.
Также существуют несколько теорий и гипотез касаемо влияния страха на различные психологические сферы и более структурно описывается в теории И.А Рахмана «Типы проявления страха». Согласно данному подходу страх можно разделить на три составляющие:
- физиологические (учащенный пульс, сердцебиение, спазм, мышечное напряжение, дрожь, тремор, ощущении кома в горле, ступор, слезы, истерический смех, кашель, нервные тики и т.д) Страх может быть неосознаваемым, подавленным и в результате проявляться только физиологически, тогда как до когнитивного и поведенческого уровня не доходит. Например, ребенок внушил себе сам (или взрослые) что он не боится огромных грузовых машин, которых сильно пугался раньше. Внушение сработало, а опыт преодоления, разрешения страха приобретен не был, в результате чего страх ушел в сферу бессознательного. Ребенок поверил в это, но чувство тревоги или «ком в горле», возникающий каждый раз, когда видит проезжающей самосвал, может остаться неузнанным.
- поведенческие (крик, стремление и попытка убежать, спрятаться, агрессивные реакции, «уход в себя», поиск защиты, напряженное молчание, говорливость). Поведение ребенка очень похоже на напуганного, боящегося малыша, при отсутствии напряжения в теле, осознания страха «я боюсь». Ребенок начинает копировать поведение другого значимого – кричать, напрягаться, закрывать глаза руками и таким образом усваивает модель «стимул- реакция»: что в схожих ситуациях люди ведут себя подобным образом. Ребенок не испытывает страх, не осознает его как свое переживание, а просто дублирует ожидаемую общественную реакцию. Такой вид возникновения страхов называется социально-когнитивным.
- когнитивные (с помощью воображения происходит преобразование страха в образ монстров, чудищ, привидений, духов, также с помощью фантазии ребенок может преувеличивать, усугублять, дорисовывать сложившиеся события и ситуацию). Например, ребенок знает, что надо опасаться высоты, огня, но не испытывает эти страхи ни физически (не чувствует тремора, напряжения), ни поведенческие (залезает на высоту, играется с огнем).
Исходя из данной теории, мы видим, что страхи могут отражаться различным способом и коррекция личных конкретных страхов проводится индивидуально, а формирование способностей преодоления трудностей психоэмоционального напряжения - в групповой работе. Чем младше ребенок, тем проще его напугать, так как информационная составляющая восприятия действительности находится на уровне формирования, и ребенок не может адекватно оценить ту или иную ситуацию или образ. Это отражается и на том, что маленького ребенка легче напугать.
Для того чтобы помочь ребенку справиться со страхом можно попробовать различные подходы:
- арт-терапия (рисование страхов, разговор о них, о том, что они умеют, где они обитают, как их можно преодолеть, что хочется сделать с рисунком);
- сказкотерапия (создание рассказа, сказки о страхе);
- дыхательные техники (сделать глубокий вдох через рот и медленный выдох через нос. Повторить 5-10 раз, не торопясь, медленно; дыхание животом (научить ребенка расслаблять мышцы живота). С ребенком следует обсудить, что если надут живот и выпятить, то он становится кругленьким и твердым. Сначала взрослый сам надувает живот, а ребенок трогает его, а затем ребенок пробует так же надуть животик. Психолог просит ребенка сделать глубокий вдох и затаить дыхание, затем – положить руку на живот и почувствовать, стал ли он круглым и напряженным. Если стал, то можно выдохнуть и ощутить, как приятно когда живот расслаблен. Следует повторить упражнение 3- 5 раз: напряжение на вдохе, задержка на несколько секунд, выдох и расслабление);
- игровая психокоррекция (привнесение сильных персонажей – «героев - защитников», во время проигрывания страхов).
В данной статье мы коротко рассмотрели самые общие причины и теорию страхов, самостоятельные способы работы. Ниже мы предлагаем список литературы, которая затрагивает не только общее понимание данной эмоции, но и отдельные видов страхов. И помните, что если Вам кажется, что Вы не справляйтесь, то никогда не поздно обратиться за помощью к специалистам.
Статья подготовлена медицинским психологом БУ ХМАО-Югры «СКПНБ» Колпащиковой Е.В.
Литература:
1. Сюзанна Вебер «Паша и папа. Рассказы для семейного чтения»;
2. Дейл Элизабет «Ничего не боится медведь»;
3. Бейли Линда «Кто там под кроватью?»
4. Зартайская Ирина «Когда мне страшно»;
5. Ульева Елена «Сказки от страхов»;
6. Дидье, Мэллер «Эмиль и Марго. Монстрам вход запрещен»;
7. Довнар Наталья «Дыши. Как стать смелее»;
8. Седрик Рамадье «Моей книжке страшно»;
9. Дессика Мартинелло «Чистят ли монстры зубы?»;
10. Михаил Есеновский «Вкусный Юра»;
11. Ирина Даниова «Бабушка, я боюсь темноты»;
12. Корнелия Спилман «Когда я боюсь. Сказки для эмоционального интеллекта»;
13. Филоненко Елизавета «Тайное общество победителей страха: три истории с хорошим концом»;
14. А.И Захарова «Ночные и дневные страхи у детей»;
15. Кутявина Анна «Я иду к врачу»;
16. Чал-Борю, Пояркова, Белевич «Не боюсь бояться! История про храброго лисенка»;
17. Резакова Милада «Ничего не бойся! Большая книга страха не только для маленьких трусишек»;
18. Малинкина Евгения «Против страха»;
19. Чеснова Ирина «Как победить страхи»;
20. Чеснова Ирина «Большая книга для детей. О страхах, дружбе, школе, первой любви и вере в себя»;
21. Шишова Т.Л «Страх мой-враг мой. Как помочь ребенку избавиться от страхов?»;
22. Бровкина Елена «Большая энциклопедия страха публичного выступления»