detiprofess

Выбор профессии — один из самых важных жизненных выборов. Большую часть своей жизни человек отдает работе. Трудно представить себе счастливого человека, ежедневно выполняющего нелюбимую и не соответствующую ему работу. Поэтому вопрос о том, кем стать, куда пойти учиться, является непростым для большинства подростков и их родителей. Что же может помочь родителю в таком сложном выборе? Как родителям помочь ребенку выбрать профессию, которая станет для него и полем для самореализации, и финансовой опорой?

Вообще, чтобы к окончанию школы подросток пришел с относительно четким видением своего дальнейшего образовательного маршрута, важно начать работу в этом направлении ориентировочно с 7 класса. Для оптимального охвата данного вопроса специалисты рекомендуют действовать в 3х направлениях.

Первое направление – помощь в нахождении необходимой информации, которая поможет подростку лучше ориентироваться в мире профессий, рынке труда, схеме ВУЗов. Это могут быть книги, Интернет-ресурсы, коммуникация с действующими специалистами своего дела. При этом важно не просто помочь найти подростку источник информации, но и обсуждать полученные знания (дать обратную связь, может быть что-то пояснить) – это поможет подростку не просто узнать новое, но и осмыслить информацию, примерить её на себя, свои интересы и возможности.

Второе направление – помощь в самопознании. Чтобы в дальнейшем овладеть профессией на высшем уровне, получать удовольствие от своей работы, нужно хорошо знать свои сильные и слабые стороны. Родитель, который наблюдает за собственным ребенком с момента рождения, может подсказать подростку его устойчивые особенности, сильные и слабые стороны или (что предпочтительнее) помочь ему самому их обнаружить и осознать. Вместе с тем, можно обратиться за помощью к специалистам – психологам, которые проведут профориентационное тестирование и помогут увидеть предрасположенность к определенным типам профессий, позволят соотнести способности с предполагаемыми профессиями и выбрать наиболее подходящее для человека направление деятельности.

Третье направление – помощь в развитии необходимых для желаемой профессии качеств. Маловероятно найти профессию, которая учитывала бы абсолютно все наши сильные и слабые стороны. Поэтому если подросток проявляет яркий интерес к какой-то профессии, но немного недотягивает – это не повод от желаемого, а стимул для работы над собой. Здесь также можно довериться специалистам – репетиторам, психологам и др. При этом важно понимать, что ключевые личностные особенности (которых требует данная профессия) все-таки необходимы, «прокачать» можно лишь какие-то отдельные стороны.

Предполагается, что будущая профессия станет источником дохода. Поэтому родителю важно донести до своего чада, что заработок зависит, как правило, от места работы, а не от профессии. Кроме того, если профессия любима и человек владеет ею на высшем уровне – шанс заработать больше увеличивается.

 

Часто родители (из самых благих намерений) впадают в крайности – либо стараются сделать все сами вместо ребенка (устраивают в кажущийся им наиболее подходящим ВУЗ и пр.) или отпускают ребенка во взрослый мир без поддержки и подготовки, что приводит к неразумному, необдуманному выбору. Важно найти баланс в том, каким и в каком объеме должно быть участие родителя. Необходимо помнить, что подросток должен сделать выбор сам. Правильная роль родителя в том, чтобы опираясь на вышеописанные ключевые направления помочь взрослеющему человеку в формировании более зрелого, осознанного, ответственного взгляда на себя и мир профессий, который приведет к зрелому, осознанному выбору — не навязанному извне, а рожденному изнутри и субъективно принятому ребенком.

Статью подготовила медицинский психолог БУ ХМАО-Югры «СКПНБ» Масагутова М.М.

Источники:

https://specsar.schoolrm.ru/parents/tips/40182/510270/

https://www.b17.ru/blog/261987/