Во время пандемии COVID-19 многие семьи столкнулись с последствиями, связанными с дистанционным обучением. По данным аналитиков The Lancet Child & Adolescent Health, в начале пандемии в 188 странах школы и детские сады приостановили свою деятельность. Пандемия COVID-19 затронула более 860 миллионов детей и подростков во всем мире [1]. Ситуация неопределенности будущего, изменения привычного распорядка дня, обеднение социальных контактов, трудности в организации личного и учебного пространства и времени, потребность в установлении новых правил в семье и многие другие следствия самоизоляции привели к определенным последствиям для развития и обучения детей. Результаты исследований проблемы влияния дистанционного обучения на детей и их родителей показали, что дистанционное обучение имеет ряд своих плюсов и минусов.
Наиболее распространенные причины негативного влияния дистанционного образования на развитие и психоэмоциональное благополучие ребенка:
- Отсутствие четкой структуры и распорядка. Большинство детей лучше всего учатся в структурированной среде с установленным распорядком. В условиях обучения дома гораздо больше отвлекающих факторов и меньше возможностей управлять собственным вниманием. Если в школе эту функцию выполняет учитель, то дома не все родители имеют возможность следить за своим ребенком во время обучения.
- Снижение степени вовлеченности в учебный процесс. В условиях онлайн-образования учителя не имеют возможности проконтролировать полностью, какие ученики выполняют требуемое задание, а какие нуждаются в дополнительной поддержке и стимуляции. Также ученики в онлайн-формате могут быть менее активными, меньше участвовать в дискуссиях и обсуждениях. Некоторые дети могут незаметно для взрослых пропускать занятия или отвлекаться на игры, общение в социальных сетях, вместо того, чтобы заниматься.
- Социальная изоляция. Многие родители обеспокоены тем, что ребенок проводит большую часть дня за гаджетами и минимум времени во взаимодействии с реальными людьми, что может отразиться на его коммуникативных навыках и психоэмоциональном состоянии. Сами дети, в особенности подростки, отмечают у себя возросшую потребность в социальных связях, возникновение чувства одиночества, депрессивных, тревожных переживаний.
- Снижение учебной мотивации. Во время обучения в классе с группой других людей совместная деятельность так или иначе мотивирует ребенка к обсуждению и активному участию. Находясь в одиночестве степень влияния группы на отдельного человека может значительно снизиться.
- Возникновение семейных конфликтов. Изменение привычного жизненного уклада, необходимость проводить больше времени вместе, возросшая ответственность семьи за обучение ребенка, неготовность членов семьи к этой ответственности (так как родители не являются подготовленными специалистами в области образования), трудности совмещения ролей «родитель» и «учитель» - все это приводит к увеличению уровня стресса каждого члена семьи, возрастанию эмоционального напряжения в семейном микроклимате и, как следствие, увеличению числа конфликтных ситуаций[2].
Преимущества онлайн обучения:
- Более гибкий график.
- Меньше отвлекающих факторов для учеников, которым проще сосредоточиться в одиночестве и труднее выполнять работу со всем классом. Застенчивые учащиеся могут с трудом отвечать на вопросы или участвовать в занятиях, но им легче участвовать в онлайне.
- Улучшение психоэмоцинального состояния детей, которые испытывали значительные трудности при очном обучении в школе. Например, по результатам исследований, более замкнутые дети, испытывающие социальную тревогу, подвергающиеся травле или другим стрессорам воспринимают ситуацию дистанционного обучения как облегчающую.
- Развитие навыков саморегуляции. Ученики имеют возможность работать более независимо от взрослых, самостоятельно контролировать свое расписание, запоминать время проведения собраний, устанавливать время в течение дня для работы над заданиями и отслеживать сроки выполнения.
- Больше времени на сон. Засчет сокращения времени на дорогу и большей возможности для организации собственного отдыха дома, ученики могут чувствовать больший прилив сил и улучшать качество своего обучения.
- Родители имеют большую возможность узнать, чему учатся их дети, иметь более четкое представление об их успехах и трудностях [2].
От чего зависит, будет ли каждая отдельная семья испытывать на себе больше позитивных или негативных эффектов дистанционного обучения? Результаты исследований показали, что решающую роль в положительной адаптации к ситуации перехода на дистанционное обучение, играет благополучная семейная психоэмоциональная обстановка и способность семьи организовать комфортные условия для совместной жизнедеятельности.
Ниже будет предложено несколько советов, которые могут помочь родителям сохранить семейное благополучие, а также концентрацию, интерес и эмоциональную устойчивость детей во время дистанционного обучения.
- Создайте отдельное пространство для обучения. Позвольте ребенку принять участие в организации этого пространства и его украшении, это позволит ему ощутить свою причастность и влияние на организацию собственного процесса обучения, а, следовательно, повысит уровень самостоятельности.
- Установите режим труда и отдыха. Отсутствие школьного распорядка не отменяет потребность ребенка в четком режиме и структуризации его дня. Младшим школьникам будет удобнее использовать более наглядное, подробное расписание, желательно на внешнем носителе, которому они будут следовать. Вы можете сделать его вместе на листе бумаги или ватмане, дополнить его различными иллюстрациями. Дети постарше могут использовать календарь, различные планеры, цифровые приложения-органайзеры, чтобы следить за ежедневными задачами.
- Не забывайте включать в распорядок дня время на отдых и перерывы.
- Важно следить, чтобы ребенок выполнял привычные ежедневные действия, как если бы он собирался идти в школу (чистил зубы, завтракал, переодевался из пижамы в повседневную одежду и т.п.)
- Оговорите с членами семьи заранее, какое время вы можете проводить вместе, а какое необходимо каждому для его личных задач, так вы сможете разграничить время на работу, учебу и семью. Важно помочь ребенку организовать его самостоятельное время без взрослого, для этого можно совместно обсудить, чем он может заняться, пока родитель занят своими делами.
- По возможности, во время учебы, держите другие гаджеты, не использующиеся для обучения, подальше от рабочего места ребенка, чтобы снизить риск отвлечения от основной деятельности.
- Не забывайте, что отношения между родителем и ребенком не сконцентрированы вокруг школьного образования и их основная цель – создание крепкой эмоциональной привязанности, а не аттестат с отличием. Ощущение себя любимым и нужным членами семьи дает ребенку гораздо больший задел на успешное будущее, чем отличные оценки. Для этого обязательно выделяйте время на приятные разговоры и игры, совместные просмотры фильмов, мультиков, телепередач, прогулки на свежем воздухе, объятия и т.п. Интересуйтесь эмоциональным состоянием ребенка, его мыслями о прошедшем дне, старайтесь выслушать, оказать поддержку в его переживаниях.
Таким образом, влияние дистанционного обучения на развитие и психоэмоциональное состояние детей может быть различным. Будет оно в позитивным или негативным зависит от всей семьи и ее способности адаптироваться к меняющимся условиям. Дистанционное обучение в настоящее время получило значительное распространение и в той или иной степени прочно входит в жизнь современных семей, поэтому важно увидеть плюсы этой возможности и суметь ими воспользоваться.
Ссылки на источники:
2. https://online.maryville.edu/blog/impact-of-online-education/
3. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC8732950/
4. https://www.commonsense.org/education/articles/parent-tips-and-tricks-for-distance-learning?/
Статья подготовлена медицинским психологом СКПНБ Леденцовой Анастасией