Изображение по теме: Влияние дистанционного обучения на детей

Во время пандемии COVID-19 многие семьи столкнулись с последствиями, связанными с дистанционным обучением. По данным аналитиков The Lancet Child & Adolescent Health, в начале пандемии в 188 странах школы и детские сады приостановили свою деятельность. Пандемия COVID-19 затронула более 860 миллионов детей и подростков во всем мире [1]. Ситуация неопределенности будущего, изменения привычного распорядка дня, обеднение социальных контактов, трудности в организации личного и учебного пространства и времени, потребность в установлении новых правил в семье и многие другие следствия самоизоляции привели к определенным последствиям для развития и обучения детей. Результаты исследований проблемы влияния дистанционного обучения на детей и их родителей показали, что дистанционное обучение имеет ряд своих плюсов и минусов.

Наиболее распространенные причины негативного влияния дистанционного образования на развитие и психоэмоциональное благополучие ребенка:

 

Преимущества онлайн обучения:

От чего зависит, будет ли каждая отдельная семья испытывать на себе больше позитивных или негативных эффектов дистанционного обучения? Результаты исследований показали, что решающую роль в положительной адаптации к ситуации перехода на дистанционное обучение, играет благополучная семейная психоэмоциональная обстановка и способность семьи организовать комфортные условия для совместной жизнедеятельности.

Ниже будет предложено несколько советов, которые могут помочь родителям сохранить семейное благополучие, а также концентрацию, интерес и эмоциональную устойчивость детей во время дистанционного обучения.

- Создайте отдельное пространство для обучения. Позвольте ребенку принять участие в организации этого пространства и его украшении, это позволит ему ощутить свою причастность и влияние на организацию собственного процесса обучения, а, следовательно, повысит уровень самостоятельности.

- Установите режим труда и отдыха. Отсутствие школьного распорядка не отменяет потребность ребенка в четком режиме и структуризации его дня. Младшим школьникам будет удобнее использовать более наглядное, подробное расписание, желательно на внешнем носителе, которому они будут следовать. Вы можете сделать его вместе на листе бумаги или ватмане, дополнить его различными иллюстрациями. Дети постарше могут использовать календарь, различные планеры, цифровые приложения-органайзеры, чтобы следить за ежедневными задачами.

- Не забывайте включать в распорядок дня время на отдых и перерывы.

- Важно следить, чтобы ребенок выполнял привычные ежедневные действия, как если бы он собирался идти в школу (чистил зубы, завтракал, переодевался из пижамы в повседневную одежду и т.п.)

- Оговорите с членами семьи заранее, какое время вы можете проводить вместе, а какое необходимо каждому для его личных задач, так вы сможете разграничить время на работу, учебу и семью. Важно помочь ребенку организовать его самостоятельное время без взрослого, для этого можно совместно обсудить, чем он может заняться, пока родитель занят своими делами.

- По возможности, во время учебы, держите другие гаджеты, не использующиеся для обучения, подальше от рабочего места ребенка, чтобы снизить риск отвлечения от основной деятельности.

- Не забывайте, что отношения между родителем и ребенком не сконцентрированы вокруг школьного образования и их основная цель – создание крепкой эмоциональной привязанности, а не аттестат с отличием. Ощущение себя любимым и нужным членами семьи дает ребенку гораздо больший задел на успешное будущее, чем отличные оценки. Для этого обязательно выделяйте время на приятные разговоры и игры, совместные просмотры фильмов, мультиков, телепередач, прогулки на свежем воздухе, объятия и т.п. Интересуйтесь эмоциональным состоянием ребенка, его мыслями о прошедшем дне, старайтесь выслушать, оказать поддержку в его переживаниях.

Таким образом, влияние дистанционного обучения на развитие и психоэмоциональное состояние детей может быть различным. Будет оно в позитивным или негативным зависит от всей семьи и ее способности адаптироваться к меняющимся условиям. Дистанционное обучение в настоящее время получило значительное распространение и в той или иной степени прочно входит в жизнь современных семей, поэтому важно увидеть плюсы этой возможности и суметь ими воспользоваться.

Ссылки на источники:

  1. https://psy.su/feed/9100/

2. https://online.maryville.edu/blog/impact-of-online-education/

3. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC8732950/

4. https://www.commonsense.org/education/articles/parent-tips-and-tricks-for-distance-learning?/

Статья подготовлена медицинским психологом СКПНБ Леденцовой Анастасией