У каждого родителя, когда речь заходит о воспитании своих детей, существуют свои собственные правила и меры воспитания которые оказывают различный эффект и реакцию на поведении ребенка. Существуют различные варианты и зависят они не только от позиции родителей, их взглядов, культурных особенностей, но и от того какое воспитание были в их собственных семьях, какие выводы они вынесли из этого. Данные особенности формируют четыре основные стили воспитания, которые не только отличаются между собой, но и оказывают влияние на личные границы ребенка. И сегодня в день защиты детей нам хотелось бы поговорить об этом.
Авторитарный - стиль, при котором родители(оба) ориентированы на успешное, процветающее будущее, через соблюдение строгих правил и порядка. Опираясь на свой жизненный опыт, мама с папой самостоятельно решают, что ребенку лучше носить, как говорить, что делать, чем заниматься. При этом, желания самого ребенка воспринимаются как нечто неважное, несущественное. В голове у таких родителей есть определенная цель, касаемо будущего ребенка и они намерены ее реализовать во что бы то ни стало. Ребенок не имеет права выбора, не самостоятелен и не умеет нести ответственность. Ничто не должно отвлекать от процесса достижения великих целей, поэтому каждый шаг, слово, действие ребенка контролируется. При авторитарном стиле границы тверды и используемые методы воспитания огранивают и нарушают границы. Родители направляют и контролируют процесс, разрешения проблем который, как правило, бывает громкий гневным и осязательным. Послушание достигается страхом угрозами и запугиванием. Лежащее в основе этого подхода существует убеждение, что дисциплина лучше всего воспитывает. Методы воспитания включают различные ограничения, критику, шлепки, которые оказывают влияние на плохое поведение, но дети не извлекают никаких положительных уроков. Разрешения проблем или уважительной коммуникации. Так как все решения принимают родители и проблемы тоже. Послушание в этом достигается раненными уставами, недоверием, трудностями в общении, частыми конфликтами. Дети чаще всего реагируют возмущением считая эти методы обидными и унизительными. Подход строг и неуважителен, устанавливает границы, не предоставляя особой свободы или выбора.
Либеральный - этот тип воспитания, где поддерживаться теплые, дружеские отношения, но дисциплина и соблюдение правил носят свободный взгляд, в виде попустительства. Родители, не склонны возлагать большие ожидания, главное для них ребенок. Родители в погоне за счастьем и комфортом забывают о дисциплине и наказаниях. Не устанавливают допустимые рамки поведения и стремятся сделать абсолютно все, чтобы у ребенка была возможность самовыражения. Практически полное отсутствие каких-либо рамок и границ, незаинтересованность родителей в жизни своих детей, снятие с себя ответственности за их будущее. Либеральный подход, в котором не действуют ограничения. Родители используют чаще всего уговоры и убеждения. Основа что с детьми можно договориться, когда пойдут на сотрудничество, когда поймут, что так вести себя правильно. Методы воспитания в виде неоднократных уговоров, повторений, нотаций, объяснений, споров, сделки, убеждений, обсуждений, компромиссов, которые указывают на уважение, но поступков или дел мало. Дети в начале могут слушаться, но после могут экспериментировать с гранью, до каких пределов дойдут родители смогут ли они сдаться или принять их правила игры (воспитания). Данный стиль не указывает на причинно-следственные связи между тем, что говорим и что делаем. Они слышат отказы, но не ощущают этого действия, которое бы подтверждало действием. Родители, используя этот стиль пытаются с помощью одних слов передать правила избегая трений, конфликтов или наказаний (здесь стиль предполагает только словесные угрозы без их реализации). Подход уважителен, но не строг, обеспечивает, свободу и выбор, не определяя границы достаточно четко.
Опекающий-это стиль, где родители очень сильно переживают о своем ребенке. Воспитание детей в такой семье во многом основывается на ограничениях. Чтобы с ребенком что-то не случилось, ему запрещают, например, гулять на улице вечером, общаться с «неблагоприятными» детьми, а иногда даже не разрешают заниматься спортом. Это и стремление, «привязать» к себе, и не отпускать, постоянно приглядывать и контролировать. Родители часто не могут принять решение, между наказанием и прощением как лучший способ донести до детей свое сообщение. Они не знают, как одновременно быть твердыми и вежливыми, не прибегая к наказанию.
Демократичный стиль – сотрудничество между детьми и родителями. Взрослые справедливы, сдержанны и последовательны, демонстрируют детям свою любовь и умеют выставлять гибкие границы. Дети учатся быть самостоятельными и ответственными, имеют право выбора и свободу голоса, но в разумных пределах. Подход дает попробовать почувствовать последствия своих действий нести ответственность в выборе действий. Когда их поощряют делать выбор. Родители четко формулируют сообщения и поощряют сотрудничество учат навыкам и переходят к конструктивным последующим действиям. Убеждения родителей, что дети сами способны самостоятельно решить проблемы, следует предоставить выбор. Власть детям передается ровно столько сколько они могут использовать.
Статью подготовил медицинский психолог СКПНБ Евгения Колпащикова