Когда ребенок достигает периода полового созревания, его близкие ждут этого со смешанными чувствами. С одной стороны их переполняет гордость, малыш становится взрослым, с другой — гложет неуверенность, как объяснить вчерашнему малышу все изменения, которые будут происходить с его телом. Физическое развитие подростка, страдающего аутизмом, в период полового созревания, как правило идет с опережением по сравнению со всеми остальными показателями, например уровнем владения академическими или социальными навыками. Для родителей может быть шоком осознание того, что их малыш получил взрослое тело, но сам еще не успел повзрослеть.
Как мой ребенок сможет понять, что с ним происходит?
Если ваш ребенок не владеет речью, и ему трудно дается понимание абстрактных понятий, ему не обязательно объяснять, почему в период полового созревания его тело меняется. Темой ваших бесед в этот период должно стать не то, почему происходят изменения, а то, как следует реагировать, к примеру, на появление менструаций у девочек, или эрекции у мальчиков. Девочек следует научить соблюдать гигиенические нормы во время менструаций, а мальчикам объяснить, что мастурбировать можно только в уединении, например у себя в комнате. Мы еще коснемся этой темы позже. Также вам в помощь будет книга «Talking together about growing up«. В ней содержится пошаговое руководство о том, как рассказать детям о периоде полового созревания, и представлено множество упражнений, рассчитаных на разный возраст и уровень функциональности.
Когда можно начать разговор?
Если ваш ребенок с интересом отмечает, что взрослые люди внешне отличаются от него, это прекрасный момент для первой беседы. Обратите его внимание на бороды у мужчин, грудь у женщин, волосы подмышками, все это — очень понятные для аутиста маркеры, отличающие взрослого от ребенка. Для детей помладше лучше начать с понятия «выглядит как взрослый», или «у него взрослое тело». «У девочки на груди эти выпуклости, потому что она взрослеет». «У тети на груди выпуклости, потому что она взрослая». Также ребенку может быть полезно взглянуть на ваши снимки в разном возрасте. Как пример, вы можете нарисовать как выглядит человеческое тело в разные периоды, от младенца до старика, как это показано в упомянутой выше книге «Talking together about growing up«.
С течением времени вы можете давать ребенку дополнительную информацию. К примеру, когда он станет чуть постарше, вы можете объяснить, что эти странные выпуклости у женщин называются грудь, рассказать, что грудью мамы кормят своих малышей. Также ребенку нужно усвоить, что грудь — это то место, которого нельзя касаться без разрешения.
В разговорах с детьми старшего возраста можно использовать слово «пубертат» или «половое созревание». К примеру «в период полового созревания тело ребенка меняется, потому что он становится взрослым». Обязательно скажите, что вы в свое время тоже прошли через эти изменения, и в них нет ничего страшного. Когда ребенок будет обращать внимание на то, как меняются его сверстники, вы сможете обсудить это, говоря о «половом созревании». Наблюдая за изменениями в окружающих, ваш ребенок сможет осознать как происходит превращение из ребенка во взрослого. Теперь ему можно рассказать, какие изменения произойдут с его телом, и почему. Подойдите к этому разговору очень внимательно, убедитесь, что ребенок понял, что речь идет о нем, так как далеко не всегда аутисты в состоянии провести параллель между тем,что происходит с окружающими, и событиями в их жизни. Так что говорите как можно конкретнее, например «когда ты начнешь становиться взрослым, у тебя подмышками тоже вырастут волосы».
Еще одна важная информация, которую стоит сообщить ребенку, это то, что изменения, которые будут происходить с его телом, будут характерны только для его пола ( то есть у мальчиков грудь не вырастет, а девочкам не стоит бояться,что у них начнет расти борода).
Детям с расстройствами аутистического спектра свойственна повышенная тревожность. Если ребенок не так вас поймет, он вполне может переживать в тишине, а вы ничего не узнаете. Поэтому очень важно не допустить, чтобы он превратно истолковал ваши объяснения. К примеру, ребенок вполне может решить, что в период полового созревания он весь покроется волосами, как вервольф. Если вдруг у вашего ребенка возникли подобные мысли, и он поделился ими с вами, просто расскажите, что у женщин волосы вырастут только подмышками и в интимной зоне, а у мужчин еще на груди и на подбородке.
Многие родители откладывают разговор, потому что боятся, что если начать его слишком рано, это напугает и смутит ребенка. Поскольку никогда не знаешь, когда у ребенка начнется переходный возраст, многие просто не решаются «загружать» ребенка информацией, которая может его расстроить, или смутить. Чтобы не слишком затягивать начало разговора, запомните возрастной диапазон, в котором у детей обычно начинается переходный возраст. У девочек это происходит обычно около 11 лет, но может и раньше, лет в 8. У мальчиков пубертат приходится на период 12-13 лет, но может начаться и в 9.5.
Крайний срок, когда можно начать разговор о пубертате, период, когда у ребенка уже проявляются внешние признаки возрастных изменений: у девочек растет грудь, у мальчиков становится шире грудная клетка, они начинают быстро расти ( у мальчиков еще «вдруг» становятся длиннее руки и растет нога). Если ребенок с расстройством аутистического спектра не будет подготовлен к этим изменениям, ему может показаться, что он заболел чем-то ужасным, и тело перестало его слушаться.
Как объяснить моему ребенку, что с ним происходит?
Принимая во внимание, что людям с аутизмом проще воспринимать информацию визуально, о переходном возрасте лучше рассказывать, используя визуальные средства поддержки. Идеальная форма визуальной поддержки — социальные истории. Историю можно подготовиться специально для вашего ребенка, и даже написать отдельную для каждого из возрастных изменений. Как вам например такой заголовок «Я превращаюсь в мужчину/женщину». Чтобы прояснить все моменты, используйте побольше описаний. Вот примерные темы, которые стоит осветить.
Материалы по теме можно скачать в разделе "Деятельность учреждения"/"Профилактическая информация":
Подготовка детей - инвалидов к семейной и взрослой жизни
Буклет "Здоровое тело для девочек"