Психосоматика – это связь между соматическими и психическими функциями человеческого организма, то есть к психосоматическим заболеваниям относятся заболевания внутренних систем и органов, вследствие воздействия психических или эмоциональных факторов. Защищая психику, повреждаются органы. Многие болезни детей носят именно психологический характер. А дети из-за своей инфантильности и чувствительности подвержены психосоматическим заболеваниям больше, чем взрослые, потому что им сложно описать свои ощущения и самостоятельно справиться с какими либо переживаниями.
Так как ребенок после рождения очень тесно связан с родителями, вбирает в себя их опыт и чувства, то психосоматические расстройства могут развиваться даже у новорожденных детей, причинами которых могут быть отношение к беременности, реакция на нее, взаимоотношения между родителями, эмоциональное состояние матери и т.д. И, если во время заболевания ребенок получает необходимую поддержку от родителей, то в норме он выздоравливает быстро и не зацикливается на перенесенном заболевании.
Но ведь часто бывает совсем иначе – ребенок болеет все чаще и чаще, не может выздороветь до конца, а затем заболевание становится и вовсе хроническим. Что при этом делают родители? Правильно! Подстраиваются под ребенка из-за его болезней, что тем самым ухудшает климат семьи. Как? Ну, например, один из родителей вынужден уйти с работы для большего времяпровождения с ребенком и его лечения, второй начинает работать еще больше, братья, сестры остаются без внимания. То есть взаимоотношения между членами семьи ухудшаются и переходят на последний план, потому что физическое благополучие ребенка намного важнее. Тратят на это все силы и возможности, жертвуют многим, и не могут понять, почему их ребенок болеет, если причин на это нет и все подстроились под него. Но ведь на все есть свои причины…
После рождения ребенок попадает в семью, в которой уже имеются определенные отношения и ему приходится к этому привыкать. Конечно, эта адаптация является стрессовой для ребенка, но психика ребенка вполне к этому приспособлена. НО! Так как уровень тревожности в момент приспособления и так повышен, то при наличии отягощающих условий он вообще зашкаливает и переходит в более тяжелую форму. Ведь помимо базового чувства безопасности имеются еще потребности в любви и принятии, защите, внимании. И если какие-то из потребностей не удовлетворены, возникает болезнь, как один из способов выживания в таких стрессовых для него условиях.
Рассмотрим некоторые из этих условий:
Повышенный тон для ребенка может расцениваться угрожающим, так как теряется чувство безопасности. Следовательно – тревога, а затем начинаются необъяснимые боли, нарушения желудочно-кишечного тракта, раздражительность, плаксивость и т.д.
Вывод: не выяснять отношения при ребенке, а если уж очень хочется разобраться в отношениях, то искать место, где ребенок не сможет этого услышать.
Игрушки родителей не заменят! Ребенок, которому родители не уделяют должного внимания, занимаясь своими проблемами, «спасибо» вам не скажет. Он лишь будет чувствовать себя одиноким и никому не нужным. А что дальше? А дальше идет закрепление этих чувств, которые будут с ним на протяжении всей жизни. Затем на уровне подсознания от того, что он плохой и не был удостоен вашего внимания, начнутся хронические заболевания. Кстати, компенсировать это чувство с помощью других людей все-таки не получится, потому, что в первую очередь ребенку необходимо быть нужным своим родителям.
Таким образом, необходимо уделять ребенку достаточное количество внимания. Если такая ситуация все-таки возникла, то обеспечиваем его потребность во внимании и ни в коем случае не демонстрируем ребенку, что вы посвящаете ему свое время только потому что он болен, иначе такой способ манипуляции на телесном уровне закрепится и только так он сможет обращать на себя внимание.
Например, гиперопека, выражающаяся в стремлении окружить ребенка повышенным вниманием, постоянно оберегать его без видимой на то причины. То есть наличие проблемной ситуации, которая по силам ребенку и он вполне может решить ее сам, но родители не дают даже возможности это сделать, так как предлагают решения уже готовыми либо и вовсе решают без его участия, лишая ребенка возможности самостоятельно преодолеть трудности. Тем самым, развивая выученную беспомощность в виде постоянного ожидания помощи от родителей.
Может быть, вариант, что у родителей не хватает терпения ждать, когда ребенок сам научиться каким-то навыкам, и, тогда они начинают раздраженно и агрессивно делать все вместо него, не позволяя самому научиться. А ребенку нужно давать возможность учиться принимать собственные решения и видеть их результаты. Следовательно, такие ограничения и зависимость от другого приводят к закреплению ощущения беспомощности, страху принимать какие-либо решения. А затем начинается телесное реагирование в виде каких-либо болей перед выступлениями, перед ожиданием, что учитель спросит его на уроке или другими важными для него событиями. Во взрослом возрасте такой тип воспитания нередко приводит к появлению зависимостей.
Еще один вариант, это когда ребенку на плечи взваливается слишком много ответственности. А если у него что-то не получается из-за отсутствия каких-либо навыков или жизненного опыта, то спрос с него огромный. Следовательно, у ребенка появляется чувство неполноценности и бессилия и страх того, что родители его не любят, что приводит к различным заболеваниям.
Конечно, нужно накладывать на ребенка определенную ответственность, но она должна быть по силам и возрасту вашему ребенку.
Как мы знаем, маленькие дети очень часто копирую взрослых. Начиная с манеры разговаривать по телефону и заканчивая болезнями. Если ребенок видит, что кто-то в семье болеет и при этом получает огромное внимание и заботу, то такой способ может перенести и на себя тем самым начать манипулировать взрослыми. Это может болеть не обязательно член семьи, это может быть и сам ребенок, к которому во время болезни внимание «особое». Так, ребенку могут начать разрешать то, что не разрешали делать, будучи здоровым. Но данный процесс происходит на уровне подсознания, болезнь настоящая и происходит закрепление в виде: «я болею - я получаю все что хочу».
Что делать? Не менять своего отношения к ребенку. Конечно, заботиться и переживать нужно, все-таки ребенок болеет, но необходимо, чтобы он понял, если он болеет, то получит и заботу и лечение, но его капризы все равно не выполнятся. Ну а если уж ребенок, таким образом пытается добиться внимания и ласки от родителей, то это должен быть «звоночек» для них и дальнейший анализ взаимоотношений с ребенком.
5. Травма на фоне потери близкого.
В такой ситуации ребенку также, как и взрослому необходима поддержка. А так как дети в силу своего возраста очень чувствительны, то все могут принимать на свой счет. Например, родители развелись, потому что это он такой плохой; бабушка или дедушка умерли, потому что ребенок не поговорил с ними по телефону, так как был чем-то занят и т.д. А впоследствии начать болеть, то есть бессознательно таким образом себя наказывать. И самое страшное, то, что болезнь может преследовать его всю жизнь.
Необходимо в такой ситуации не оставлять ребенка одного, он должен чувствовать поддержку взрослого. Не нужно врать ему, тем более обвинять в произошедшем; нужно объяснять все, подбирая при этом слова соответствующие его возрасту.
В данной статье описаны далеко не все причины появления психосоматических заболеваний у детей, но так как ребенок растет и воспитывается в семье, то и причины в основном исходят оттуда. Задача любого родителя - это создание такой обстановки в семье, чтобы она стала для него тем местечком, где он всегда может получить любовь, ласку, поддержку и безопасность.
Конечно, идеальными родителями никто не рождается, и часто им неизвестно как поступать в различных ситуациях. Но в настоящее время имеется большое количество возможностей, для того чтобы найти выход из возникшей ситуации. Так, есть большое количество литературы, тренингов, специальных программ. Главное не забывать, что ребенку нужны такие родители, которые будут его любить, поддерживать и защищать, а не наносить психологические травмы.
Статью подготовил:
Керетивчин Екатерина, медицинский психолог детского диспансерного отделения