Скрининг
В случае с расстройствами аутистического спектра, примерно половина родителей замечают необычное поведение ребенка по достижении 18 месяцев, а к 24 месяцам на отклонения обращают внимание уже 80 % родителей.[47] Поскольку задержка лечения может повлиять на долгосрочный результат, ребенка следует незамедлительно показать специалисту при наличии любого из следующих признаков:[13]
К 12 месяцам жизни ребенок еще не лепечет
К 12 месяцам не жестикулирует (не указывает рукой на предметы, не машет рукой на прощанье и т. п.)
К 16 месяцам не выговаривает слов
К 24 месяцам не произносит спонтанно фразы из двух слов (за исключением эхолалии)
Если в любом возрасте происходит потеря какой-либо части языковых или социальных навыков.
Американская Академия Педиатрии рекомендует осуществлять скрининг всех детей на расстройства аутистического спектра при консультационных визитах в возрасте 18 и 24 месяцев, используя соответствующие скрининговые тесты.
Адаптация и лечение при аутизме
До недавнего времени к лечению больных аутизмом имели отношение лишь психологи, которые привлекали время от времени узких специалистов, таких как токсикологи, логопеды, дефектологи и т.д. В настоящее время рассматривается вопрос о выделении науки об аутизме как самостоятельной дисциплины. Это говорит о том, что важность данной проблемы не вызывает сомнений.
К сожалению, многие проблемы, связанные с лечением таких больных и решением проблемы их социальной адаптации и интеграции в общество в России на сегодня остаются абсолютно неурегулированными.
Как медицинская проблема он рассматривается давно. Однако, практически не уделяется внимания решению проблем комплексного подхода к вопросу коррекции больных аутизмом.
Вопрос об образовании таких детей практически остается без внимания. Это недопустимо, ведь такое положение вещей является прямым нарушением нормы Конституции, гарантирующей каждому гражданину доступность образования. Некоторые сдвиги в этом отношении имеются, но решить проблему они не могут.
Во всем мире принято как аксиома мнение о том, что ранняя коррекция значительно повышает шансы на успех и экономически является приблизительно в 2-2,5 раза выгоднее. Однако, для этого необходимо создать условия и подготовить кадры.
Благодаря такой коррекции, как показывает современный опыт зарубежных стран, около 60% больных детей имели бы возможность с первых дней учиться в нормальных классах общеобразовательных школ, не требуя специальных образовательных программ и специального режима.
Педагоги считают, что в школах могут быть созданы для этого все сопутствующие условия. Но лишь при одном условии: до школы дети должны полностью пройти программу коррекции и быть подготовленными благодаря ей к интеграции в коллектив.
Учителя начальных классов теоретически подготовлены к работе с такими детьми, хотя на практике, конечно, многие с ними просто не встречались. Опыт зарубежных стран показывает, что вовремя начатая работа приносит прекрасные результаты. Особенно в последнее время доказано, что инвалидизация больных аутизмом может быть значительно снижена.
Безусловно, в плане решения проблем аутизма, как медицинских, так и социальных, предстоит сделать еще достаточно много. Однако необходимо сказать и о том, что сделано самое главное. Преодолено негативное отношение к больным в обществе. Появилось взвешенное и спокойное отношение к проблеме, без излишних перегибов. Стало появляться гораздо больше литературы, посвященной аутизму. Таким образом, общество оказывается подготовленным к данной проблеме.
Необходимо отметить, что российские исследователи данной проблемы внесли свой вклад в разработку практических методов решения данной проблемы. Например, исследуется вопрос возможности применения для лечения аутизма метода гипербарической оксигенации. На сегодня этот подход дает очень большой разброс результатов.
Это подтверждает тезис о том, что аутизм не имеет единой причины. И не все методы применимы для всех больных. Однако, это также дает еще один ключ к решению проблемы. Кроме того, российские ученые изучали и доказали практическое значение общения больных детей с животными. В частности, хорошие результаты дали опыты с лошадьми, а также применение дельфинотерапии.